Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ – одновременное звучание нескольких тональностей или их созвучий для обозначения системы звуковысотных соотношений. П. – сложная ладовая структура, имеющая единый множествен. центр («политонику»), подразумевает наличие нескольких тонал. подсистем, выявленных функционал. оборотами и фактурной расчленённостью. П. может быть гармонической (объединение аккордовых пластов), мелодической (взаимодействие горизонтал. линий) и смешанной (объединение аккордов и линий). Истоки П. можно найти как в народ., так и в профессионал. музыке, начиная со средневековья; но понятие П. используют преимущественно по отношению к явлениям музыки 20 в. Выразител. возможности П. использовались И.Ф. Стравин­ским, П. Хиндемитом, С.С. Прокофьевым, Д.Д. Шостаковичем и др.

В чуваш. профессионал. музыке П. представлена образцами различ. видов. Впервые встречается в сочинениях Г.В. Воробьёва 1935–39, является одной из наиболее характер. черт музыкал. языка композитора и находит выражение в его фортепиан. сочинениях – пьесах «Сăпка юрри» и «Сăрнай» сюиты «Акатуй», в Сонатине ля минор. Во 2-й пол. 20 в. П. также находит применение в творчестве ряда композиторов, её образцы встречаются в инструментал. сочинениях М.А. Алексеева («48 полифонических образов») (см. нотный пример), А.Г. Васильева («11 пьес для фортепиано»), Л.А. Новосёловой («Два цикла пьес для виолончели и фортепиано»), Т.В. Полковниковой (фортепиан. пьесы, Концертино для камер. ансамбля) и др.

Автор: Л.И. Бушуева.
Иллюстрации
Пример

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство