ПОЛИФОНИЯ (от греч. polys – многочисленный, phn – звук) – 1) вид многоголосия, представляющий собой одновременное сочетание индивидуальных мелодических голосов, равноправных или соподчинённых; 2) основанная на этом виде многоголосия область музыкального искусства. П. характеризуется обобщённостью, важной ролью интеллектуал. начала. В зависимости от соотношения голосов различают следующие виды П.: имитационная, основанная на разновремен. проведении одной и той же темы в разных голосах (см. Имитация); разнотемная (контрапункт) – сочетание разных по интонацион. содержанию голосов; подголосочная – сочетание вариантов одной мелодии в разных голосах.
Предпосылкой для развития основных видов П. стала гетерофония, зародившаяся в народ. музыке и занимающая промежуточ. (но при этом самостоятел.) положение между монодией и П. В чуваш. музыкал. фольклоре гетерофония – основной вид многоголосия. Встречается также разнотемная П. – напр., одновремен. сочетание плача невесты, песен свадебных гостей и П. инструментал. сопровождения. Подголосочная П. с терцовой второй характерна для хоровод. песен низовых и средненизовых чувашей.
Специфика П. в творчестве чуваш. композиторов во многом обусловлена связью с гетерофонией. Элементы классич. П. отмечаются в творчестве первых чуваш. композиторов в 1920-е гг. В обработках народ. песен (напр., «Ака-суха юрри» в обработке С.М. Максимова) органично сплетаются гетерофония (опора на октавные унисоны в каденциях), аккордовая (хоральная) фактура, имитации. Большую роль в освоении чуваш. композиторами полифонич. арсенала музыкал. классики сыграла деятельность В.М. Кривоносова, Г.И. Литинского. В 1930-е гг. развитие классич. форм П. в соединении с национально-характерным тематизмом связано с именем Г.В. Воробьёва, инструментал. музыка к-рого демонстрирует овладение всей фактурной палитрой музыкал. классики (фуги для фортепиано, струн. квартета, полифонизация гомофонно-гармонической фактуры в Симфонии до минор и др. сочинениях).
В песнях и хоровых обработках 1940–50-х гг. непосредственно воссозданы характер. черты гетерофонии и подголосочной П. В инструментал. сочинениях П. принадлежит роль в целом украшающая и обогащающая. П. получила развитие также в опере (Ф.С. Васильев, А.В. Асламас, Г.Я. Хирбю).
Стилевое обновление в чуваш. музыке во 2-й пол. 1970-х гг. (особенно ярко в творчестве М.А. Алексеева и А.Г. Васильева) связано с актив. обращением композиторов к принципам П. Обновление достигнуто за счёт интонацион. наполнения, усложнения приёмами сонорики, сверхмногоголосия (кантата «Уяв» А.Г. Васильева). Возросла роль ритма (ритмическая П. в фортепиан. цикле А.Г. Васильева «В ритмах анатри»), расширился жанровый диапазон П. (пассакалья в опере «Чакка», струн. квартете А.Г. Васильева, балете «Сарпиге» Ф.С. Васильева). Особенное тяготение к П. испытывал М.А. Алексеев – автор фортепиан. цикла «48 полифонических образов», своеобразно трактующего формы фуги, инвенции, канона, в целом полифонического цикла.
Автор: С.И. Фёдорова.