СКЛАД МУЗЫКАЛЬНЫЙ – понятие теории музыки, отражающее логику организации музыкальной ткани. Часто употребляется как синоним фактуры музыкальной. Различают три основных С.м. Монодический – принципиально одноголосный склад, при к-ром звуки соотносятся по горизонтали, «перетекая» один в другой; нетипично наличие даже подразумеваемых вертикал. отношений (см. Монодия). Не всякое одноголосие монодично: в эпоху развитого гармонич. мышления мелодия отражает логику аккордовой гармонии. Полифонический – музыкал. ткань организуется как координирован. сочетание нескольких мелодий. Горизонтал. связи между звуками преобладают, вертикаль есть результат взаимодействия относительно равноправ., самостоятельно движущихся голосов (см. Полифония). Гомофонно-гармонический – движение голосов подчинено смене гармоний, горизонтал. линии являются результатом реализации гармонической логики (см. Гомофония); голоса различаются по функциям: глав. голос, бас, дополнител. голоса.
В художествен. практике различ. виды С.м. часто смешиваются. В 20 в. появились его новые разновидности: сонорно-монодический (характерна формально многоголосная, но по сути единая линия из нерасчленимых, имеющих тембровое значение звучностей), пуантилистический (отдел. звуки или мотивы разных регистрах, формально образующие линию, фактически принадлежат множеству скрытых голосов) и др.
Монодич. С.м. присущ музыкал. фольклору многих народов, в т.ч. и чуваш. народ. песне. В условиях традиции коллектив. пения он реализуется в гетерофонной фактуре (см. Гетерофония). В чуваш. профессионал. музыке встречаются все виды С.м. Для начального этапа становления национал. композитор. школы характерна опора на гомофонно-гармонический С.м. Полифония в 1920–60-х гг. представлена в виде отдел. приёмов развития тематич. материала (имитация, контрапункт), к-рые выполняли в основном вспомогател., украшающую функцию; важную роль она сыграла в творчестве Г.В. Воробьёва (1930-е гг.). Процессы качествен. обновления строя образов и языка чуваш. музыки в творчестве композиторов 2-й пол. 1970-х гг. повлекли существенное возрастание значения полифонического С.м. В чуваш. музыке последней четверти 20 в. встречаются новейшие типы С.м., в частности, сонорика, сверхмногоголосие (в творчестве М.А. Алексеева, А.Г. Васильева, Л.В. Чекушкиной и др.).
Автор: С.И. Фёдорова.