Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

САЛТОВО-МАЯЦКАЯ КУЛЬТУРА – археологическая культура 8 – 1-й пол. 10 вв. в Подонье, Приазовье, Нижнем Поволжье, Северном Кавказе. Сложилась в период перехода к осёдлости и складывания феодал. отношений у кочевников, входивших в состав Хазар­ского каганата. По всей вероятности, распространение самобытной культуры совпадало с ареалом этого государствен. образования. Названа по могильнику (открыт в 1900) у с. Верхний Салтов (ныне Харьков. обл.) и Маяцкому го­родищу (открыто в 1890, раскопки в 1906) при впадении р. Тихая Сосна в Дон (ныне Воронеж. обл.). Раскопки памятников С.-м.к. ведутся с кон. 19 – нач. 20 вв. Исследователи: В.А. Городцов, М.И. Артамонов, И.И. Ляпушкин, Д.Г. Березовец, С.А. Плетнёва, В.Я. Петрухин и др. В качестве археологич. культуры впервые выделена М.И. Артамоновым, им определены её хронология, территория. Культура создана различ. племенами, входившими в состав Хазар. каганата (болгары, аланы, хазары и др.). Делится на несколько локально-этниче­ских вариантов. С.-м.к. бассейна Дона И.И. Ляпушкин разделил на 2 варианта: лесостепной он считал аланским, а степной, к к-рому относился и Саркел, – болгарским. Именно эти 2 народа и были создателями С.-м.к. Выделяют и др. локал. варианты: приазовский, крымский, нижневолжский, дагестан­ский и др. Памятники культуры разнообразны. Обнаружено ок. 200 поселений, они свидетельствуют о процессе образования земледельческих и ремесленных поселений быв. кочевников. К периоду расцвета С.-м.к. относятся поселения с камен. и земляными укреплениями, городища, цитадели. Возникали настоящие города, выросшие из крепостей (Саркел, Семендер, Итиль и др.). Изучены различ. виды жилищ (наземные с камен. стенами или со стенами в виде плетня, обмазанного глиной, прямоугол. полуземлянки и округлые жилища-юрты). Для погребений характерны трупоположение в катакомбах, трупоположение в ямах, трупосожжение, подкурганные. В камерах вместе с погребёнными помещали разнообраз. вещи: оружие, бытовые орудия, украшения, керамич. сосуды и др. Катакомбные могильники располагались в районах, заселённых в основном аланами. Ямные захоронения обычно были неглубокими (не более 1 м) с расчётом на погребение в каждом одного покойника. Нередко на длинных стенках оставлялись узкие «приступки» для опоры уложенных поперёк могилы досок перекрытия (этот элемент встречается и у чувашей). Ямным захоронениям не свойственна насыщенность погребений вещами. Считается, что в них захоронены болгары, а в могильниках с трупосожжением погребены люди, близкие к кагану. В С.-м.к. была широко распространена тюркская рунич. письменность. Объединяющим фактором для населения являлась общность религиозных представлений. В Хазар. каганате был принят общий культ Тенгри-хана – бога неба, солнца, огня. В нач. 9 в. хазар­ские власти приняли иудейскую религию, однако она не обеспечила дальнейшее сплочение населения Хазар. каганата. Начались междоусобная борьба, вторжения кочевников, рус. князя Свято­слава, к-рые привели к исчезновению государства с историч. арены. В Сред. Поволжье известны памятники эпохи Хазар. каганата – раннеболгар­ские могильники новинковского типа, Шилов­ские курганы в Ульянов. Поволжье и др. Культура ранней Волжской Болгарии во 2-й пол. 8–9 вв. пополнилась салтов­скими элементами, что можно связать с переселением туда части населения из донских степей. Здесь выделяется болгаро-салтовская группа памятников (Большетар­хан­ские, Кайбельский, Танкеевский и др. могильники).

Автор: Е.П. Михайлов.
Лит.: Плетнёва С.А. Салтово-маяцкая культура // Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981; Казаков Е. П. Начальная история Волжской Булгарии // Очерки по археологии Татарстана. Казань, 2001.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство