ПРИЧИТАНИЯ, плач, причет – жанр народного музыкального поэтического творчества, встречающийся в похоронно-поминальных, свадебных и рекрутских обрядах. Тексты П. изображают трагич. события в жизни общины, семьи или отдельного человека, поэтому очень экспрессивны, в них сильно лирическое начало и превалирует мотив расставания.
Чуваш. похорон. П. (вилĕ хÿххи, сасă кăларни) восходят к древнетюрк. традиции оплакивания погибших вождей и предводителей племён. Поэтика данных архаических речитативов наиболее полно сохранилась в текстах поминал. песен юпа юррисем, в несколько трансформирован. виде – в рекрутских песнях.
П. невесты на свадьбе имеют более развитую структуру, в них выражены мотивы прощания девушки со своей роднёй и глубокой сердеч. боли вынужденно уходящего в чужой мир (род) человека, его благодарение или же сетование. В П. большую роль играли такие акционально-мимич. действия, как поклоны, всхлипывания, оханье и пр. Жанр наиболее широко распространён среди средненизовых (хĕр хÿххи) и низовых (хĕр йĕрри) чувашей. (Нотные примеры см. в ст. Низовые чуваши, Средненизовые чуваши.)
Как наиболее лирический жанр, П. невесты на свадьбе способствовали формированию и развитию чуваш. письмен. лирики, они своей структурой органично вошли в произведения национал. литератур. классики – в поэму «Нарспи» К.В. Иванова, в драмы «Ялта» (В деревне) Ф.П. Павлова и «Айдар» П.Н. Осипова, в к-рых П. позволяют автору выразить внутрен. переживания глав. персонажей.
Автор: В.Г. Родионов.