Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПРИЧИТАНИЯ, плач, причет – жанр народного музыкального поэтического творчества, встречающийся в похоронно-поминальных, свадебных и рекрутских обрядах. Тексты П. изображают трагич. события в жизни общины, семьи или отдельного человека, поэтому очень экспрессивны, в них сильно лирическое начало и превалирует мотив расставания.

Чуваш. похорон. П. (вилĕ хÿххи, сасă кăларни) восходят к древнетюрк. традиции оплакивания погибших вождей и предводителей племён. Поэтика данных архаических речитативов наиболее полно сохранилась в текстах поминал. песен юпа юррисем, в несколько трансформирован. виде – в рекрутских песнях.

П. невесты на свадьбе имеют более развитую структуру, в них выражены мотивы прощания девушки со своей роднёй и глубокой сердеч. боли вынужденно уходящего в чужой мир (род) человека, его благодарение или же сетование. В П. большую роль играли такие акционально-мимич. действия, как поклоны, всхлипывания, оханье и пр. Жанр наиболее широко распространён среди средненизовых (хĕр хÿххи) и низовых (хĕр йĕрри) чувашей. (Нотные примеры см. в ст. Низовые чуваши, Средненизовые чуваши.)

Как наиболее лирический жанр, П. невесты на свадьбе способствовали фор­мированию и развитию чуваш. письмен. лирики, они своей структурой ор­ганично вошли в произведения на­ционал. литератур. классики – в поэму «Нарспи» К.В. Иванова, в драмы «Ялта» (В деревне) Ф.П. Павлова и «Айдар» П.Н. Осипова, в к-рых П. позволяют автору выразить внутрен. переживания глав. персонажей.

Автор: В.Г. Родионов.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство