НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА – совокупность исторически сложившихся эмпирического опыта и педагогических знаний этноса о целях и задачах воспитания, выражающаяся в сочетании народных средств, умений и навыков воспитания и обучения. Н.п. чувашская передаётся в этнокультур. традициях, народ. творчестве, в устойчивых этич. проявлениях.
Идеи и примеры Н.п. воплощены в опыте семейного воспитания, нормах обыч. права, стереотипах поведения, обыден. сознания, обрядах и обычаях, произведениях устного народ. творчества, играх, увеселениях и т.д. Основными направлениями являются воспитание трудовое, физич., умствен., нравствен., психич., эстетич. и др., основанные на принципах половозраст. дифференциации.
Глав. факторы Н.п. – природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы). Природосообразность в Н.п. порождена естественностью народ. воспитания. В ней экология является универсал. заботой человечества – это и экология окружающей природы, и экология культуры, и экология человека, и экология этнич. образований. С природой как решающим фактором воспитания согласовывается утверждение о Н.п. как педагогике свободы и любви.
В Н.п. высоко ценится роль игры. Она ведёт к песне, танцу, сказке, загадке, к игровым прелюдиям, скороговоркам, речитативам, жеребьёвке. В них прослеживается и действие демократич., гуманистич. особенностей народ. воспитания и Н.п.: естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершённость.
Слово – решающий и наиболее универсал. фактор Н.п. Диапазон его действия огромен. Слово присутствует в играх, быту, общении, религии, примере. Особое место в Н.п. занимает дело – полезное для детей, семьи, соседей, односельчан, народа. С преданностью делу связаны духовность и нравственность.
Общение суммирует действие факторов Н.п. – природы, игры, слова, дела, традиций, быта, искусства, религии, примера-идеала. В специфике общения проявляется национал. характер.
Традиции – одна из основ Н.п., они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравствен. жизнь народа и основывается преемственность старших и младших. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.
Быт как существенное явление Н.п. естественно примыкает к семье, в нём концентрируются важнейшие этнич. традиции. Он суммирует все предыдущие факторы, в системе быта они приобретают новые качества.
Искусство как фактор Н.п. свидетельствует об общей устремлённости народа к прекрасному.
Религия – стержневой фактор Н.п. в духовном формировании личности, несущий заряд духовности; среди основных тем всех религий – дети, воспитание, мать.
Пример, пример-идеал, пример-символ как элемент воспитания в Н.п. имеет глобальное, всеобъемлющее значение. В них суммируются др. факторы, начиная с природы и заканчивая религией. Видным исследователем Н.п. чувашской является Г.Н. Волков.
Автор: Г.Н. Волков, М.Г. Харитонов.