НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – отрасль художественной словесности, познающая реальность средствами передовой науки, мысленного эксперимента, моделирования явлений.
Первые произведения чуваш. Н.-ф.л. – повести Г.О. Ефремова «Улшăннă климат» (Обновлённый климат, 1950), «Заслуженный аттестат» (1950) и др., соединившие приёмы приключен. прозы и науч. эксперимента, мотивы мифов, легенд и путешествий в инозем. цивилизации. Расцвет пришёлся на 60–90-е гг. 20 в., когда были опубликованы повести и рассказы Г.В. Краснова, Н.Н. Максимова, Тихона Педэрки, М.П. Желтова (Сунтал) и др. В эти годы наблюдался пафос «космической» фантастики, сюжет её связывался прежде всего со смещением границ пространства и времени, что воспринималось как выход человечества на новую, метаисторическую спираль развития. Так, учёный Сявась в повести Н.Н. Максимова «Хомо-супер» (1991) покушается на изменение человеч. генов, на экономику, политику, сущность нации и т.д. Однако эта диффузия в новые системы оказывается разрушительной, беспредельность заявок на качествен. изменение мира – губительной. В повести Тихона Педэрки «Çил-тăвăл» (Буря, 1967) герои изобретают атом. печку, чтобы растопить льды Арктики и превратить Север в цветущий сад, летают на Марс, чтобы установить контакт с марсианами. Сход. мотивы наблюдаются в произведении Г.В. Краснова «Асамлă çăлкуç» (Волшебный родник, 1966), повествующем о стокилометровой башне в космос. В «Алтăр çăлтăр шерпечĕ» (Напиток Большой Медведицы, 1990) М.П. Желтова семиклассники получают сигнал о помощи с другой планеты. Мотив путешествий показателен для сюжетов и иного плана. В повести Н.Н. Максимова «Пĕррехинче, XXIV ĕмĕрте» (Однажды, в XXIV веке, 1988) герои отправляются, как и персонажи Г.В. Краснова, в будущее. В историко-фантастич. повести В.Г. Енеша «Çакă çутă тĕнчере» (В светлом мире этом, 1991) соединяются в одно прошлое, настоящее и будущее. Такова же повесть Тихона Педэрки «Атлан» (1972), в к-рой герои путешествуют в антич. мире.
В 1990-е гг. чуваш. Н.-ф.л. стала приобретать мистико-философ. характер, наметились связь с мрачным мировосприятием и недоверие к идее позитивности жизни. Так, в повести Н.А. Петровской «Хура ангел» (Чёрный ангел, 1999) появляется представитель подзем. мира, к-рый сдвигает границы добра и зла. Н.-ф.л., стремясь познать внезем. (космич. или «потустороннее») пространство, вбирает в себя приключения, отражает социал. мотивы, стремится к раскрытию морал., философ. целей бытия.
Автор: Г.И. Фёдоров.