ЧУВАШСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ – движение чувашского народа за национальную эмансипацию и равноправие. Стихийные элементы Ч.н.д. проявлялись, начиная с 16 в., в различ. формах социал. выступлений. Уклонение от налогов и повинностей, мест. вооружён. акции локального значения, подача челобитных властям, уход в слабоконтролируемые государством регионы, участие в масштабных антиправительствен. выступлениях, упорное сопротивление массовой христианизации (см. Томеев О., Крестьянское восстание под предводительством С.Т. Разина, Крестьянское восстание под предводительством Е.И. Пугачёва, Комиссия подполковника А.И. Свечина, Восстание чувашских и марийских крестьян в 1842) являлись свидетельством протестного потенциала этноса.
Реформы Александра II и связанные с ними социально-экономич., политич. и духовные преобразования открыли новую эпоху в истории народов Поволжья. Существен. фактором национал. мобилизации чуваш. этноса стала либерализация общественно-политич. жизни, связанная с расширением граждан. прав и правового поля, а также образовател. пространства. Большую роль в развитии школьного дела, культуры среди чуваш. населения сыграли Н.И. Ильминский, Н.И. Золотницкий, И.Я. Яковлев, И.Н. Ульянов, Симбирская чувашская школа. Социально-экономич. сдвиги и изменения 2-й пол. 19 в. отразились и в обществен. сознании (см. Просветительство), подготовили идейную основу для возникновения организованного Ч.н.д., формулирования его лозунгов, политич. интересов и требований.
На рубеже 19–20 вв. произошла консолидация чувашей в этнонацию. Её базовые признаки: чуваш. язык, выросший до уровня единого литератур. языка, профессионал. культура, появление национал. интеллигенции. Языковая и культур. общность чуваш. нации подкреплялась компактным проживанием основной массы народа на общей территории. К кон. 19 в. произошло окончател. формирование и стабилизация конфигурации этнич. территории чувашей (7 смежных уездов Казан. и Симбир. губерний), где проживало 78% чувашей. На базе этноконсолидационных процессов и роста самосознания у чувашей в нач. 20 в. явственно обозначились зачатки организованного Ч.н.д. В 1-м десятилетии 20 в. национал. движение чувашей перешло от 1-й фазы, характеризовавшейся появлением национал. просветителей, патриотически настроенных деятелей образования и культуры, к-рые занимались изучением языка, истории и культуры народа, ко 2-й фазе – национально-патриотической агитации с целью распространения самосознания на все слои этноса. 3-я фаза Ч.н.д. завершилась оформлением массового движения с открытыми политич. лозунгами и сетью национальных организаций, образованных в целях этнической эмансипации, что произошло в 1917.
У народов Поволжья национал. движение было ускорено Первой русской революцией 1905–07, в к-рой взаимопереплелись социально-политич., экономич. и национал. противоречия и конфликты. Идеи национал. подъёма прежде всего несла молодая чуваш. интеллигенция, представленная учителями, священниками и юристами. Многие из них являлись воспитанниками Симбир. чуваш. учительской школы, но уже не могли удовлетвориться целями и задачами, к-рые в своё время ставил И.Я. Яковлев. Подавляющее большинство представителей чуваш. интеллигенции разделяло идеи партии эсеров, имевшей из всех революцион. движений в Поволжье наиболее сильное влияние на чуваш. население. В её среде формировались идеология и лидеры Ч.н.д. Чуваш. эсеры выдвигали требование национально-культур. автономии. Издание газеты «Хыпар» (с января 1906) способствовало сплочению авангардных сил нации, осмыслению путей социал. и культур. возрождения народа. «Хыпар» стояла у истоков национал. публицистики, что свидетельствовало о существен. сдвиге в чуваш. обществен. мысли, диапазон к-рой расширился от просветительских до социально-политич., государственно-правовых воззрений. Газета сыграла свою роль в выборах в Государствен. думу. Парламентарии из Чувашии (Я.А. Абрамов, Н.П. Ефремов, Д.А. Кушников, К.В. Лаврский, И.И. Соколов, З.М. Таланцев, А.Ф. Фёдоров) вне зависимости от партийной принадлежности выступали в своей депутатской деятельности за развитие образования, в защиту национал. равноправия.
В годы революции 1905–07 развернулось движение чуваш. крестьян, в к-ром вместе с аграрным вопросом выдвигались общественно-политич. и национал. требования – граждан. равноправие и свободы, равноправие языков, обучение в школе на родном языке, выборность судей мест. населением, использование чуваш. языка в судопроизводстве, формирование мест. управления с учётом национал. состава населения и т.д. В 1905–07 вышли на арену чуваш. обществен. жизни новые силы в лице молодёжи и политич. радикалов, дополнившие концепт национал. объединения на основе всесторон. просвещения и культуры акцентами на росте политич. самосознания, классовой борьбы за социал. освобождение чуваш. народа. Качествен. изменения произошли и в чуваш. общественно-политич. мысли, к-рая на базе просветительства и либеральных идей имела общую тенденцию к формированию национал. идеологии, не шла дальше требования культурно-национал. автономии. Идея же о территориальной автономии высказывалась лишь нек-рыми деятелями чуваш. культуры (И.Н. Юркин, Г.А. Кореньков).
Развернувшееся после Февральской революции 1917 Ч.н.д. первоначально шло в рамках полиэтнич. территориал. органов народов Волжско-Камского региона, выработавших общую для себя форму организации – общество (затем Союз мелких народностей Поволжья) и съезды мелких народностей Поволжья. Первые национал. чуваш. объединения стали возникать весной 1917: 27 марта создано Уфимское чуваш. национал. общество под председательством Г.И. Комиссарова, к лету сформировалась сеть чуваш. национал. организаций, включавшая не только губернские, но и уездные и сельские.
Национал. подъём по-своему преломился в церковной жизни. Ряд священнослужителей стали активными деятелями Ч.н.д. (П.П. Шленкин, Д.Ф. Филимонов, Т.А. Земляницкий, Г.Т. Тихонов, А.С. Иванов, К.П. Прокопьев и др.). В качестве основных требований ими выдвигались: назначение в чуваш. приходы чуваш. священнослужителей, внедре-ние в церков. богослужение родного языка, учреждение должности чуваш. архиерея.
Возродившаяся 1 мая 1917 газета «Хыпар» стала рупором общественно-политич. и национал. устремлений этноса, призывала к единению всех чувашей.
Отличител. черта послефеврал. периода – радикальная демократизация существующих и возникновение новых политич. институтов, к-рые в национал. регионе неизбежно наполнялись этнич. содержанием. Впервые в истории председателями Цивил., Чебоксар. и Ядрин. земских управ были избраны чуваши. Появились альтернативные формы массового участия чуваш. населения в общественно-политич. жизни – советы депутатов, крестьян. съезды и союзы, солдат. организации и т.д. Наиболее ярко национал. специфика проявилась в деятельности уездных крестьян. съездов, на к-рых ставились и обсуждались вопросы о национал. самоопределении народов и административно-территориал. устройстве России. Национально ориентированными являлись объединения военнослужащих-чувашей (Чувашские военные комитеты и землячества), в их среде зарождалась новая генерация политич. лидеров (А.Д. Краснов, Д.П. Петров, Г.Т. Титов и др.). Многообразие форм Ч.н.д. после Февраля 1917 отражали и др. обществен. объединения, к примеру, такие, как учительские союзы, Союз чувашской учащейся молодёжи и т.д. Они не ставили перед собой программных национально-политич. целей, но формировали социальное пространство для развития обществен. и граждан. инициативы чуваш. общества.
Февраль 1917 резко стимулировал многопартийность, выдвинув на первый план либерал. и социалистич. партии, к-рые в своих программах неизбежно должны были чётко артикулировать видение и способы решения национал. проблем. Политич. партии, за исключением черносотенцев, действовавшие в Чуваш. крае, выдвигали требование автономии в рамках Росс. государства, преобразованного в демократическое или федеративное. Лидеры эсеров в качестве программных целей партии летом 1917 выдвигали лозунги демократической республики с перспективой преобразования в федератив. государство при наступлении соответствующих социально-политич. условий, национально-культур. автономии для чувашей, пропорционально-национал. представительства в выборных органах власти.
Стратегия национал. подъёма и идеологич. платформа Ч.н.д. приняты на общечуваш. национал. форуме в июне 1917 в Симбирске (см. Съезд общечувашский национальный), избравшем централ. чуваш. организацию – Чувашское национальное общество (ЧНО).
Свержение Времен. правительства и переход власти в руки коалиции из большевиков и левых эсеров в октябре 1917 создали новую конфигурацию политич. сил в стране. Совет. правительство провозгласило в своих декретах де-юре право народов России на свободное самоопределение вплоть до образования самостоятел. государства. Во многом под влиянием этого обстоятельства в кон. 1917 национал. лидерами татар и башкир был выдвинут план област. автономии Сред. Поволжья и Приуралья (Волжско-Уральский штат, Урало-Волжский штат, Средневолжский и Южно-Уральский штат, Волжско-Камский штат, Волжско-Уральская Советская республика или Татаро-Башкирская Советская республика). В дискуссиях об её создании основными требованиями чуваш. представителей были обеспечение равноправия и суверенности всех входящих в неё народов и предоставление национально-культур. автономии; создаваемый штат рассматривался как неотделимая часть России, а по внутрен. административ. устройству – как «регионная (областная) федеративная республика национальностей». Окончател. позиция в спорах о Татаро-Башкирской Советской республике выражена на Общечувашском рабоче-крестьянском съезде (июнь 1918), к-рый выступил против включения в неё чуваш. населения.
В кон. февраля – марте 1918 произошёл раскол в Ч.н.д., победил блок левых сил, куда входили левые социалисты-революционеры, партия чуваш. социалистов-националистов и беспартийные военнослужащие, учителя и учащиеся, признавшие платформу совет. власти. Участники левого блока захватили у правых эсеров имущество редакции газеты «Хыпар» и приступили к изданию нового печатного органа «Канаш». 5 марта образовался Чувашский левый социалистический комитет, по его инициативе был открыт Комиссариат по чувашским делам при Казан. губернском совете. Окончател. размежевание среди лидеров Ч.н.д. произошло летом 1918, когда большая группа национал. деятелей, актив. члены ЧНО, делегаты-чуваши Учредител. собрания (Г.Ф. Алюнов, С.Н. Николаев, Д.П. Петров, Г.Т. Титов, И.В. Васильев) перешли в антисовет. лагерь. Однако движение продолжило организацион. оформление уже в виде советско-партийных организаций. В 1918–19 в Казан., Симбир., Самар. и Саратов. губерниях возникли чуваш. подотделы в губерн. отделах исполкомов советов, создавались соответствующие секции при губерн. комитетах РКП(б); чуваш. подотделы (секции) действовали также при политотделах штабов и реввоенсоветов Красной Армии. Централ. советским учреждением стал Чувашский отдел при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР во главе с Д.С. Эльменем.
Со 2-й пол. 1918 лидеры Ч.н.д. стали склоняться к идее национально-территориальной автономии – созданию чуваш. административно-территориал. единицы. Документально зафиксирован проект образования Чувашской трудовой коммуны. Идея организации отдельной национально-территориал. единицы для чувашей реальное воплощение получила в создании Чувашской автономной области с последующим её преобразованием в Чувашскую АССР. Ч.н.д. всё больше замыкалось на проблемах национал. развития лишь той части чуваш. народа, к-рая населяла его автономию. В 1920-х гг. серьёзное внимание поддержке и развитию чуваш. диаспоры ещё уделялось. Постановка и обсуждение вопросов национал. развития характеризовалась тем, что имелся в виду, как правило, весь народ в целом, а не только население автономии. Об этом свидетельствовали и названия многочислен. в тот период всечуваш., общечуваш., всеросс. чуваш. конференций, съездов, собраний. Имелась сеть национал. учеб. заведений – в Башкирии, Татарии, Симбир., Самар. и др. губерниях. В Самаре и Казани выпускались чуваш. газеты. Для чуваш. жителей всех районов СССР в Москве выпускалась на чуваш. языке газета «Ĕçлекенсен сасси». В Башкирии, Симбир. губ., Татар. АССР, Саратов. губ., Казахстане и Сибири были образованы чуваш. национал. административно-территориал. единицы. В 1920-х гг. действовала сеть чуваш. представительств при централ. партийных и совет. органах и учреждениях.
Отказ от нэпа, формирование общества тоталитар. типа сопровождались свёртыванием демократич. процессов в сфере национал. отношений: превалирующей здесь с нач. 1930-х гг. стала тенденция к унификации. Национальное стало истолковываться как националистическое и противопоставляться интернациональному. Была ликвидирована сеть чуваш. представительств в Москве, приостановлено издание централ. газеты на чуваш. языке «Коммунар». Под флагом борьбы с «национализмом» был предан забвению опыт учёта интересов всех этнотерриториал. групп чувашей, из официал. документов исчезло упоминание о чувашах, компактно проживавших вне пределов республики; свёрнуты процессы коренизации и реализации чувашского языка политика. В сер. 1960-х гг. была провозглашена теория стирания национал. различий, слияния национальностей в один «советский народ».
Ситуация в сфере национал. отношений радикально стала меняться в годы перестройки. С кон. 1980-х гг. вновь возродилось Ч.н.д. Одной из его организацион. форм стал координацион. центр поддержки творческой молодёжи (КЦТМ) при Чуваш. обкоме ВЛКСМ, решение о создании к-рого было принято в апреле 1987. В состав КЦТМ входили молодые литераторы, художники, актёры, учёные-гуманитарии, студенческая молодёжь. Мероприятия КЦТМ вызывали острые дискуссии о перспективах поэтического слова, традиции художественно-поэтического авангарда нач. 20 в., статусе родного языка и будущего национал. культур, о праве нации на свободное политич., экономич. и культур. развитие.
Весной 1988 группа науч. сотрудников ЧНИИ ЯЛИЭ и ЧГУ выступила с инициативой создания Общества И.Я. Яковлева, были разработаны программа и устав общества как народ. общественно-политич. движения. Среди целей и задач провозглашались моральное и национальное возрождение общества, объединение национально-культур. устремлений всех чувашей независимо от места их проживания, суверенность Чуваш. АССР в сфере экономики, политики и культуры, сохранение и развитие народ. традиций, придание чуваш. языку статуса государствен., изучение и популяризация наследия И.Я. Яковлева и др. В республикан. СМИ прошла дискуссия, 30 ноября 1988 состоялось широкое собрание с обсуждением программных целей и задач Общества И.Я. Яковлева.
Инициатива встретила противодействие со стороны Чуваш. обкома КПСС, и намеченный на апрель 1989 учредител. съезд был запрещён.
В качестве альтернативы в декабре 1989 проведён учредител. съезд Чувашского общественно-культурного центра (ЧОКЦ), председателем к-рого был избран М.Н. Юхма. В феврале–марте Совет Министров Чуваш. АССР утвердил устав и платформу ЧОКЦ. В марте 1991 прошёл учредител. съезд партии Чуваш. национал. возрождения (Чăваш аталану партийĕ, ЧАП), в программе к-рой стояла задача достижения экономич. и политич. суверенитета Чувашии. 9 октября 1992 состоялся учредител. съезд Чувашского национального конгресса (ЧНК), лейтмотивом к-рого была реализация государствен. суверенитета в полном объёме. Председателем ЧНК был избран А.П. Хузангай.
С кон. 1980-х гг. возникали национально-культур. объединения (НКО) чувашей в различ. регионах России, прежде всего в Урало-Поволжье (Республики Башкортостан и Татарстан, Ульянов. и Самар. областях), где вне территории Чувашии проживает относительно компактно наиболее крупная масса чуваш. населения. Разные формы НКО создавались в Москве и Санкт-Петербурге, в странах СНГ (Казахстан, Молдова, Украина) и Балтии (Латвия, Эстония). После принятия Закона Росс. Фед. «О национально-культурной автономии» (1996) начали формироваться чуваш. национально-культур. автономии (НКА). К 2011 в Росс. Фед. насчитывается 85 чуваш. НКО, в т.ч. 25 НКА. В 2001 утверждена Федеральная национально-культурная автономия чувашей России в качестве экстерриториального общественно-государствен. образования.
Большинство чуваш. НКО и НКА занимаются культурно-просветительской деятельностью – созданием фольклор. коллективов, проведением традицион. чуваш. праздников, изданием мест. республикан. и област. газет, книг краевед. и историко-этнокультур. содержания, выступают с инициативами по поддержке национал. школьного образования (изучение родного языка и литературы), организации чуваш. радио- и телевизионных программ на мест. уровне.
Автор: В.Н. Клементьев, А.П. Хузангай.