НОВОСЕЛЬЕ – обряды вселения в новое жилище и семейные торжества, посвящённые ему. В полном объёме обряды проводились при переходе в новый дом семьи, выделившейся из родительской.
Традицион. комплекс Н. у чувашей представлял собой целый ряд ритуал. действий. Печник, зажигая берёсту (в более поздние времена – свёрнутую газету), в присутствии хозяев проверял тягу печи, сложенную в новом жилище, после чего все выходили из избы и запускали в дом кошку; следили, чтобы после завершения строительства дома случайно не зашла курица – птица с голыми ногами, что, по представлениям, могло обречь семью на материал. недостаток. Большое значение придавалось обряду переноса огня. Поздним вечером в отцов. доме свекровь щипцами перекладывала горящие уголья из очага в маленький глиняный горшок, к-рый держала сноха. Последняя укрывала горшок, кланялась печи, шёпотом приглашала хĕрт-сурт следовать за ними. По нек-рым источникам, мать брала с собой горшок только что сварен. пшённой каши, чăкăт. Женщины шли впереди, мужчины – на нек-ром расстоянии от них. Считалось, что перенос огня будет успешным, если процессия никого не встретит, или проходящий мимо не догадается, что происходит, или он будет человеком с хорошей репутацией. Войдя в дом, сноха-хозяйка разжигала принесён. угольями очаг; с молитвой к Турă, духам-покровителям жилища, предкам прикрепляла к улчепи горящую свечу, варила кашу. Если из отцов. дома была принесена каша, съедали сначала её, затем – сваренную в новом очаге. Перед приёмом пищи свекровь молилась Турă и духам-покровителям жилища, молодая хозяйка просила милости и заботы о новом доме и её обитателях, из своего горшка откладывала им по ложке каши. Несовершеннолет. дети на обрядовой трапезе не присутствовали, оставались в доме деда. На другой день, также тайком, переносили кузовок с йĕрĕх, полученный снохой от своей матери при замужестве.
С восприятием православ. норм обряд перехода в новый дом изменился, огонь зажигался кресалом, позднее спичками, языческие молитвы были заменены православными, в обряд включили перенесение иконы, переданной снохе при замужестве, пучка вербы и бутылки с освящён. водой; перед обрядовой трапезой зажигали свечу или лампаду. С кон. 19 в. стал обычным православ. обряд освящения дома священнослужителем (в совет. время властями это пресекалось, с кон. 20 в. возобновилось).
Нек-рые элементы традицион. комплекса Н. продолжают бытовать. Считается обязательным (в т. ч. и для горожан) проведение после заселения торжества çĕнĕ пÿрт ĕçки (букв. пир нового дома) с приглашением широкого круга родственников. Гости приносили кушанья и напитки, как и на обыч. пирушку, а также что-либо из утвари в подарок. Затем появился обычай дарить посуду, постел. принадлежности, предметы мебели.
Автор: П.П. Фокин.