ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР в изобразительном искусстве – жанр, посвящённый историч. событиям и действиям. К И.ж. относятся произведения на мифологич. и библейские сюжеты. Сложился в эпоху Возрождения. И.ж. часто переплетается с бытовым, батальным, портретным и др. жанрами. В отечествен. изобразител. искусстве этот жанр сформировался во 2-й пол. 18 в., в чувашском – в 20 в. Более развит в живописи. Значительные полотна на историч. темы созданы В.Д. Вороновым («Выступление М.И. Калинина в Алатыре в 1919 году», 1937), А.М. Тагаевым-Сурбаном («Акрамовское восстание», 1938), Н.К. Сверчковым («Приезд Пушкина в чувашскую деревню», 1950), В.М. Макаровым («В. Ульянов в первой ссылке в селе Кокушкино», 1950), В.С. Гуриным («Чапаевцы пришли», 1965), В.Д. Чураковым («Будни 20-х годов», 1968), Н.П. Карачарсковым («На распутье. Братья Ульяновы», 1969), П.В. Павловым («Ополченцы Красной гвардии», 1969), В.И. Агеевым («Чувашский конный отряд в армии Пугачёва», 1976), Н.В. Овчинниковым («Навеки вместе», 1981–85), П.Г. Кипарисовым («Чувашский поэт Михаил Сеспель организует революционные отряды среди крестьян против Колчака. 1919 год», 1985). В станковой графике основоположником И.ж. является Ф.П. Осипов («Вооружённое восстание крестьян деревни Первое Семёново Цивильского уезда в 1906 году», 1957). Заметным явлением в чуваш. искусстве стали графич. серии В.П. Авраменко («Роковые сороковые», 1966), С.С. Головатого («Волжская военная флотилия», 1968–69). В скульптуре И.ж. отразился в творчестве В.А. Зотикова («Барабанщик», 1978), Ф.И. Мадурова («Дорога на Москву», 1989), П.С. Пупина («Император Пётр I», 2001).
Автор: Ю.В. Викторов.