Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ОБРЯД – условное традиционное действо (церемония), имеющее установившуюся регламентацию (ритуал), выступает символом определённых социально-культурных отношений, способствуя их закреплению. О. связан с важнейшими событиями и ситуациями социал., производствен., духовной, семейной жизни, является одной из форм функ­ционирования этноса, методом приобщения индивида к коллектив. нормам и ценностям. Ответственные моменты О. исполняются авторитетными людьми, предводителями, знатоками.

У чувашей существовала система О., тесно связанных с хозяйствен. деятельностью, культом предков, традицион. верованиями, ими обставлялись все значимые моменты в жизни семьи, селения, в земледелии, животноводстве и т.д. Календар., семейные, религиозно-культовые О. и связанная с ними обрядовая поэзия составляют древнейший вид уст. народ. творчества. Устойчивые, консерватив. по своей природе, они донесли рудименты социал. институтов, мировоззрения и верований народа. Обрядовые действа подразумевали магич. действие (напр., стрельба на свадьбе), носили символически-демонстратив. характер (проводы ритуального заместителя умершего в О. юпа), сопровождались молитвами, благословениями, песнями, плясками, обходами (О. освящения нового урожая чÿклеме); особо выделяются игровые, развлекател. элементы О. (игра в яйца на Пасхе, вăй килли уйăрни действия в доме, где играется свадьба, и на улице с участием поездов невесты и жениха), создающие празднич. колорит. Нек-рые наиболее значител. обществен. и семейные О. продолжались в течение нескольких дней (акатуй, свадьба). Индивидуал. О. были связаны преимущественно с действиями, к-рым приписывалась магич. функция, заклинаниями. Их совершение не демонстрировалось, чаще всего сохранялось в тайне.

Со 2-й пол. 18 в. исполнение традицион. О. чувашей преследовалось, они забывались или теряли прежний статус, становясь иногда индивидуал. О., напр., связанные с поклонением киремети. Это было следствием прежде всего христианизации чувашей, обязательными для них становились христианские О. крещения, венчания, отпевания; народ. обрядовый календарь приспосабли­вался к православному. Тем не менее многие О. семейные, земледельческие и связанные с солнцестоянием продолжали исполняться. После 1917 нек-рые сохранившиеся массовые О. и праздники были объявлены пережитками, несмотря на это, они сохранились до 2-й пол. 20 в. В то же время в быт внедрялись новые совет. О. (трудовые, семейные и др.).

В нач. 21 в. наблюдается функционирование православ., свет. и традицион. (часто в упрощён. форме) О., прослеживаются тенденции как исчезновения народ. О., так и возрождения их в форме рекультурации.

Автор: П.П. Фокин, Г.Б. Матвеев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство