СЕМЕЙНЫЙ БЫТ – биологическое, социальное, хозяйственное, этнокультурное функционирование семьи на основе традиционных норм, обычаев, ритуалов. В С.б. отражаются изменения, происходящие в обществе. С С.б. связаны внутрисемейные отношения, главенство в семье, положение женщины, семейные разделы, жилищ. условия, личная собственность мужчины и женщины, распорядок дня, распределение обязанностей, родствен. отношения, ритуалы семейной обрядности и др. В чуваш. патриархал. семье главой являлся мужчина – муж, отец, дед. Он считался хозяином семейной собственности, за исключением жен. части, и распоряжался ею единолично. Имущество наследовалось по муж. линии (см. Наследование). По смерти главы преемником становился стар. совершеннолет. сын, в слож. семьях – стар. из женатых. По мере выдела стар. братьев главенство переходило к младшему – традицион. наследнику (минорат). Власть главы, к-рому беспрекословно подчинялись члены семьи, держалась на его авторитете, подкреплён. традицион. нормами, стереотипе поведения членов семьи (см. Семейное воспитание). Глава семьи нёс ответственность за выполнение податных, трудовых и пр. повинностей перед государством, общиной; моральную и материальную – перед селением, округой за поведение членов семьи. Мать, жена распределяла жен. работы в повседнев. жизни; в слож. семьях быт до мелочей регламентировала мать-свекровь. Этикет С.б. предписывал снохе подчиняться мужу, свекрови, она не могла напрямую обращаться к свёкру.
В чуваш. семье сохранялись отголоски избегания, что, наряду с вербальным отношением, проявлялось в одежде. Сноха не должна была показываться перед свёкром и деверьями (братья мужа) с непокрытой головой, с голыми ногами. Для поддержания нормы в одеянии она вставала раньше всех и ложилась позже мужчин. Сноха в будни мало общалась с женщинами вне семьи, в праздники встречалась с роднёй. Относительно свободнее себя чувствовали дочери, занимавшиеся приготовлением приданого в свободное от земледельческих работ время. Зимой девушек на несколько недель отправляли к родственникам (ларма).
Привнесён. живность считалась собственностью брачной пары, при выделе она уводила её с собой. В неразделён. отцов. семьях снохи распоряжались маслом и яйцами от своей живности, приобретали на выручен. от их продажи средства украшения, шёлковые нитки и т.п. Бесспор. собственностью снохи являлось приданое. Мать при завещании могла передать замуж. дочери носильные вещи.
В кон. 19 – нач. 20 вв. стало нормой выделение старших сыновей. Отец покупал или строил им дом, выделял хлев, строител. материал. В строительстве участвовали родственники жены. Оставшийся с родителями сын обязан был заботиться о родителях, если они умерли до замужества сестёр, – с надлежащим приданым выдать их замуж. Отцов. дом являлся корневым, в праздники наследник собирал ближнюю родню.
В семейно-родствен. общении предписывалось обходиться терминами родства и свойства, избегая использования личного имени. С ранних лет дети приучались выделять среди односельчан родственников и соответственно относиться к ним. В поддержании родствен. связей существен. место занимали семейные праздники и обряды. См. также Речевой этикет, Этикет традиционный.
В совет. время правовая и материал. независимость несовершеннолет. детей и изменившиеся социал. условия привели к новым формам взаимоотношений между стар. и млад. поколениями. Бытуют нек-рые традицион. стереотипы поведения, в частности, разделение труда по полу и др. Семейные обряды упростились, взамен одних пришли другие. Так, праздником для семьи и близкой родни стало торжество в честь матери и младенца. Родствен. отношения актуальны в С.б. Родственники приглашаются на семейные обряды и торжества (свадьба, похороны, поминки и родильные обряды, рекрутские обряды, юбилеи и т.д.), совмест. трапезу по календар. праздникам [семейно-родствен. праздниками являются день поминовения родителей накануне Троицы (çимĕк), традицион. обходы домов родственников на Масленицу, Пасху и др.], с ними поддерживается трудовая взаимопомощь.
Для нач. 21 в. характерна тенденция к снижению традицион. форм С.б., тем не менее они продолжают входить в актив. культуру. Бытовые контакты, родствен. связи, оказывающие значител. влияние на внутриэтнич. консолидацию, сужаются, в то же время укрепляются обществен. формы быта, организуемые администрацией и обществен. центрами. Воспринимаются элементы семейных обрядов и традиций др. народов, особенно в свадеб. ритуале. Происходит трансформация форм С.б., их унификация.
Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Иванов В.П., Фокин П.П. Семья у чувашей. Ч., 1991.