РУБАХА, кĕпе – основной элемент одежды традиционной, вид нательной одежды мужчин и женщин.
Традицион. Р. поволж. народов шилась по единому туникообраз. крою, для к-рого характерны конструктивность, лаконичность, экономичность: с перекинутым через плечи полотнищем без плечевого шва, с вырезом для головы и шейным разрезом. Все детали имели простые, чаще прямоугол. формы. В отличие от финно-угор. аналогов, чуваш. Р. имели одно сред. полотнище. К нему перпендикулярно присоединялись прямые рукава длиной до 60 см из сложенного вдоль полотнища, с боков – прямые и скошен. клинья. Для подвижности руки между остовом и рукавами вшивались квадрат. ластовицы (кĕштек) размером ок. 10х10 см. Грудная часть имела внутрен. защит. подкладку из мягкого редкого холста.
По назначению различались Р. обрядовые (свадеб., празднич., погребал.), повседнев., рабочие. В качестве нательной чуваши носили лишь одну Р., но как нижнюю одежду могли применять простую поношенную (кипке).
До 18 в. у чувашей был единый тип Р., позже стали появляться различия, обусловлен. формированием этнотерриториал. групп, иноэтнич. влияниями, внедрением новых материалов и технологий. В 19 в. жен. Р. верховых чувашей была объёмной, имела прямоугол. силуэт, орнаментировалась узорами-оберегами. Средненизовые чуваши и низовые чуваши носили облегающие с трапециевид. силуэтом Р. длиной до 120 см. Во всех этнографич. группах Р. подпоясывались скручен. полосой холста, плоским шерстяным поясом, тонкими поясками или плетёным шнурком.
До сер. 19 в. основным материалом для шитья служил отбелённый конопляный холст (пуса пир) шириной 35–36 см; позже использовались цвет. холсты – синяя, красная клетчатая пестрядь (улача пир, ураççи кумми пир), реже фабрич. ткани. Верх. часть (грудь, спинка, плечи и рукава) обрядовых Р. богато орнаментировалась вышивкой цвет. шёлком и шерстью, а также аппликацией из красных лент. Сложная композиция декора и составляющие его узоры имели космогонический характер. Более простые виды Р. имели скромную орнаментацию: вдоль основных вертикал. швов проходила тёмно-красная лента шириной 2,5–3 см, вырезы, концы рукавов и подол выделялись нашивками и узорами. На жен. Р. выполнялись особые нагруд. знаки: 2 или 4 округлые розетки кĕскĕ, симметрично вышитые на грудной части. С 19 в. в средненизовой и низовой группах вышитые розетки заменялись двумя ромбовид. фигурами (сунтăх, кĕсле, кÿнчĕк, пуштĕр). Девичьими символами являлись асимметрич. нашивки по сторонам грудного разреза: ромб и треугольник (или простая косая нашивка).
Муж. Р. имели тот же туникообраз. крой, но меньшую длину (80 см), вертикал. грудной разрез был правосторонним и выделялся характерным треугол. декором в виде нашивки или вышитой композиции. Свадеб. Р. жениха украшались вышивкой, в т.ч. ажурной перевитью. В кон. 19 в. появились укорочен. муж. Р. так наз. солдатского кроя.
Детские Р. изготавливались по подобию одежды взрослых, но с меньшим декором.
В этнографич. и этнотерриториал. группах чувашей к сер. – кон. 19 в. сформировались локал. разновидности, отличающиеся своеобразием кроя, декора, силуэта при сохранении глав. традицион. элементов. Излюблен. материалом оставался белый холст, с рубежа 19–20 вв. в Закамье и Приуралье стали преобладать более декоратив. пестрядинные Р. с расширен. силуэтом, сужающимися рукавами и цвет. оборками, в Саратов. губ. к белому остову пришивали цвет. объёмные рукава.
В 21 в. использование национал. Р. в изменён. виде ограничивается празднично-обрядовой, фольклорно-сценич. и художествен. сферами, но встречаются они повсеместно. Черты традицион. чуваш. кроя и декора широко используются в творчестве художников-модельеров.
Автор: Г.Н. Иванов-Орков.