ОДЕЖДА ТРАДИЦИОННАЯ является частью материальной и духовной культуры народа, ярко отражает этническую специфику. На форму, конструкцию и выбор материалов О.т. влияют климат, занятия населения, историч. и социально-экономич. условия, культур. традиции, взаимодействие этносов. В ней отражаются миропонимание и эстетич. воззрения народа.
О.т. чуваш. представляла собой комплекс, в к-рый входили нательное платье из лёгких тканей (рубаха и штаны), верх. платье из плот. материалов, пояса, а также голов. уборы, обувь, чулки, онучи, различ. подвески. Дополнением к О.т. и её органичной частью были украшения и нарядные головные уборы. Основными материалами были домотканый льняной и конопляный холст (пир), сукно, кожа, войлок, шкуры. Покрой О.т. был прост и экономичен, материал использовался полностью, цельными полотнищами или кроился только по прямой линии. Форма и декор различались в зависимости от сезона, пола, социал. положения и назначения. Дет. О.т. была подобна взрослой, но с минимумом орнамента и украшений.
Основой старин. одежды была туникообраз. рубаха. Её конструктив. элементами являлись стан с основными полотнищами и боковыми клиньями, шейный вырез и груд. разрез, прямые рукава, ластовицы в проймах рукавов, подол. Замуж. женщина носила множество специфич. принадлежностей, отличающих её от девушки, на рубахе симметрично располагались слож. узоры. Богатым орнаментом покрывались верх. часть празднич. (обрядовых) рубах и обрядовых халатов распаш. типа. Рубаха надевалась с поясами и подвесками различ. формы, фартуками или передниками, повседнев. и празднич. головными уборами и украшениями. Она была однотипна для всех этнографич. групп чувашей, но в форме, декоре и способах ношения проявлялись замет. различия.
С кон. 18 в. для шитья и отделки О.т. начали использовать покупные ткани, называемые пусма или тавар, в сер. 19 в. низовые чуваши стали ткать цветной холст с полосатым и клетчатым узором (улача), появились широкие цвет. оборки, расширился силуэт и усилилось декоратив. начало в орнаментации. В качестве межсезон. верх. О.т. служили кафтаны из холста или плотного сукна, прямоспин. длин. халаты и епанча. Зимой носили шубы из овчины со множеством оборок и длин. тулупы с широким меховым воротом, подпоясываясь широким цвет. кушаком. Муж. головными уборами были шапки в форме папахи или цилиндра, женщины обвязывали голову сурпаном из белого холста с орнаментирован. концами, поверх к-рого носили плотные шапки, вязаные колпаки или платки.
Среди чувашей О.т. преобладала до 1-й трети 20 в., позже распространились европеизирован. формы, в нач. 21 в. сохранилась в празднич. и обрядовой культуре, глав. обр. в сел. среде.
Автор: Г.Н. Иванов-Орков.