ОЧЕРК – литературно-публицистический жанр, разновидность малой формы эпической литературы. Своим формированием и развитием чуваш. литература полностью обязана очерковой литературе о чувашах, в обогащении к-рой принимали участие как рус. писатели, так и русскоязыч. писатели чуваш. происхождения. В раннепросветител. период чуваш. литературы (до 60-х гг. 19 в.) О. выполнял науч., религиозно-мировоззренч. и художественно-эстетич. функции. Первые О. о чувашах были написаны по-русски с отдельными образцами чуваш. речи и словесности (песни Хведи в очерках А.А. Фукс). Именно в О. началось формирование чуваш. литературно-критич. и теоретич. мысли. О. В.И. Лебедева «Звериная ловля у симбирских чувашей» (1850) представляет собой цикл приключенческих рассказов. Писатель успешно работал и в жанре путевого О., где показал себя прекрасным пейзажистом.
Следующий этап развития чуваш. О. связан с творчеством С.М. Михайлова (Яндуша), разделившим данный синкретический жанр на О. чисто науч. и О. литературно-художествен., приблизив тем самым жанровый стиль к индивидуально-авторскому. Опираясь на традиции О., И.И. Иванов написал первую чуваш. повесть «Чăвашсем епле пурăнни» (Как живут чуваши, 1876), Г.Т. Тимофеев создал уникал. сочинение-эпопею «Тăхăр ял» (Девять деревень, 1896–1903).
Роль жанра О. снова возросла в 1930-е гг., когда в чуваш. литературе начал преобладать публицистич. подход. Наиболее удачны О. поэтов (П.П. Хузангая, Я.Г. Ухсая и др.) об извест. людях и путешествиях по стране и зарубеж. странам. Своеобразны О. Ф.Е. Уяра, А.В. Емельянова и др. прозаиков 2-й пол. 20 в. К нач. 21 в. интерес к данному жанру резко упал, что связано, очевидно, с бурным развитием эссеистики, прежде всего исторической и философской.
Автор: В.Г. Родионов.