Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СВАДЬБА – комплекс обычаев и обрядов, связанных с бракосочетанием. У чувашей – один из самых сложных массовых обрядов. Свадебный церемониал оформлялся торжественно, с соблюдением соответствующих предписаний и норм, требованием исполнения полного объёма ритуалов.

Выделяются 3 цикла обрядности: предсвадебный, свадебный, послесвадебный. Традиционной нормой считалось заключение брака по взаимной договорённости сторон, к-рое начиналось со сватовст­ва. Бракосочетание не всегда сопровождалось полным исполнением комплекса, при умыкании совершались лишь отдельные обряды, по взаимной договорённости сторон (родителей молодых) могли ограничиться небольшой свадебной пирушкой у жениха. Обязательным компонентом являлось благословение родителей, при их отсутствии – старшего родственника.

При общем сходстве свадебного об­ряда чувашей существовало несколько локальных вариантов. В этнографиче­ских группах и подгруппах различия прослеживаются в отдельных его элемен­тах, в т.ч. в свадебной символике, номен­клатуре действующих лиц, в одежде.

Традиционный свадебный обряд представлял собой развёрнутое драмати­зированное действие, продолжавшееся несколько дней. Основная часть собственно С. происходила одновременно в двух местах: у жениха и у невесты. В обрядовые дейст­вия вплетены разнообразные жанры народного творчества: пляски юношей, подружек невесты, женщин; песни, приговоры и присказки, монологи-приветствия и др. Многожанровый свадебный фольклор является органичной и в значительной степени организующей частью ритуалов С., представляет собой одно из наиболее ярких и красочных явлений чувашских устно-поэтических традиций. Бытует строгий порядок исполнения того или иного элемента. Саламалик – монолог старшего дружки жениха (в нек-рых группах – предводителя его свадебного поезда) – является своеобразным мифологическим поэтическим экскурсом эпического содержания. Участники торжества демонстрировали другой стороне своё песенно-танцевальное мастерство. Многие свадебные песни по художествен. выразительности относятся к поэтическим шедеврам. Одним из значимых элементов С. в доме невесты у низовых и средненизовых, нек-рой части верховых чувашей выступал плач невесты (см. в ст. Причитания).

В свадебном обряде были определены действующие лица [глава свадеб. поезда, старший дружка, младший друж­ка и носитель свадебной сумы, дружки, подруги невесты, женская половина поезжан жениха, музыкант, а также хăйматлăх, вăй(ă) пуçĕ],исполняющие роли, предписанные традициями, старшие свадебные чины контролировали действия, поведение остальных участников, строго выдерживался ритуал. Основные события разворачивались вокруг жениха и невесты. Роль жениха более демонстративная, но обрядовые действия, связанные с ним, почти не предоставляли ему активности, значение жениха показывало его окружение. Гораздо активнее была невеста, вокруг неё обрядовых действий исполнялось больше; в причитаниях и в ряде других обрядов она выступала на пер­вом плане. Среди функций родителей: на­путствие-наставление отца жениха мужскому поезду, встреча родителями невесты поезда жениха, встреча родителями жениха прибывших с невестой, благословение (у невесты и у жениха). Массовыми действующими лицами выступали родственники жениха и невесты. На традицион. чуваш. С., несмотря на активность женщин, доминировало мужское начало (значимые обряды совершались под руководством мужчин).

Сценарий С. включал мужскую С. и С. невесты. Избрав главных персонажей, 2 группы родственников (поезжане жениха и невесты) начинали свадебную церемонию. После подготовки места гуляния, гостинцев для угощения родственников невесты, непродолжительного гуляния, важным моментом к-рого было начало танцев и пения, поезд жениха выезжал за невестой. Затем следовали угощение стороны жениха в доме родителей невесты, проводы невесты и приданого, встреча молодых в доме родителей жениха и ввод невесты, приезд родственников невесты и т.д. Значимыми элементами свадебного обряда являлись: устройство у верховых чувашей шилĕк (место торжественного проведения С.); использование клети для переодевания жениха и невесты в свадебные наряды, для зачина С. и проведения постельного обряда; вручение подарков невестой родственникам – своим и жениха; символические выкупы ворот и приданого невесты; обычай стелить под ноги жениху и невесте кошму; ритуал снятия покрывала невесты; первый выход молодой к источнику воды; обряд угощения родственников мужа çĕн çын салми (яшки). Одним из важных элементов С. являлся обряд вăй килли уйăрни, т.е. действия в доме игрищ и на улице с участием поезжан невесты и жениха: трёхкратные переходы поезжан жениха и невесты от дома невесты к дому игрищ с произнесением саламалика и состязаниями в песенно-танцевал. мастерстве (в т.ч. высмеивание подружками невесты жениха), принесением даров поезжанам жениха, обменом кольцами между женихом и невестой в доме игрищ. Характерной особенностью свадебного поезда являлась кибитка, к-рую готовили для невесты.

Послесвадебные обряды включают взаимные визиты родственников жениха и невесты. Бытовали локальные варианты визитов молодых к родителям невесты через 3 или 7 дней, затем через 3–4 недели. Молодожёнов родня посещала через полгода и год, в осенние праздники и т.д.

Автор: Г.Б. Матвеев.
Иллюстрации
А.И. Миттов. «Свадьба» из серии «Земля наших дедов». 1963.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство