РОМАН
(франц. roman) – крупный жанр эпической прозы, отличающийся многоплановостью повествования и многоузловым сюжетом. Исследователями определяется как эпос част. жизни с присутствием в нём нераздельности индивидуал. и народ. души; в Р. через устремления и переживания отдельного человека передаётся содержание обществен. процессов целой эпохи, разные времен. плоскости масштабно переплетают судьбу человека с историч. действительностью. Характер человека в Р. до конца воплощённым быть не может, всегда остаются какие-то нераскрытые стороны.
Истоки чуваш. Р. восходят к уст. народ. прозе, таятся в недрах первых классич. поэм «Арçури» (Леший) М.Ф. Фёдорова и «Нарспи» К.В. Иванова. Именно в них предстают полнокров. характеры, отражающие взаимодействия судьбы человека и души народа. Дальнейшие шаги в этом направлении предприняты авторами первых чуваш. очерков, рассказов и повестей кон. 19 – нач. 20 вв. (И.Н. Юркин, Н.М. Кедров, О.Г. Романов и др.). На этом этапе писателю, обращавшемуся к готовому («бродячему») сюжету, важно было не столько увидеть в своём персонаже черты конкрет. личности, сколько понять суть вечной народ. мудрости, при этом прозаик обращался к вполне определён. адресату, речь его краткая, дискретная. Другого характера фрагментарность в повестях «Выçлăх çулсем» (Голодные годы, 1924), «Штрум» (1924) С.Ф. Хуммы, к-рый переключил акцент на взаимоотношения человека с историей, с обществом. Впоследствии была продемонстрирована продуктивность таких традиций для раскрытия в Р. социал. стороны жизни и эффективность показа бытовых сцен для выявления остроты конфликт. коллизий. Монтаж. поэтика композиции, применённая писателем, через десятки лет ляжет в основу Р., к-рому будет присуще именно цикличное построение структуры жанра. Таковы произведения 1960–90-х гг. «Таната» (Тенёта) Ф.Е. Уяра, «Кĕпер» (Мост) В.З. Иванова-Паймена, «Хура çăкăр» (Чёрный хлеб) Н.Ф. Ильбека и т.д., на первый взгляд, построенные по законам автобиографич. романов и повестей, в центре каждой главки – один эпизод, одно событие, один герой. В «Штруме» С.Ф. Хумма использует так наз. разноречие, объясняя это обстоятельство трагич. поворотами истории 20 в., разорванностью и кризисностью отношений персонажа с обществен. явлениями, что также требует фрагментарности речи.
Свои первые заготовки к роману «Шурăмпуç килсен» (На заре) С.В. Эльгер сделал в 1926, потом он вернулся к ним в 1930-е гг. Стремления к созданию произведений круп. формы отразились в творчестве С.В. Эльгера, Ф.Е. Уяра, В.З. Иванова-Паймена, В.И. Краснова-Асли (1930-е гг.), Н.Ф. Ильбека (1940-е гг.). При этом Ф.Е. Уяр, В.З. Иванов-Паймен, Н.Ф. Ильбек, заложив основы Р., довели его до требований жанра лишь к 1970–80-м гг. Показателен и тот факт, что Р. «Таната» (Тенёта) Ф.Е. Уяра возник из заготовок к повести «Пăлхав» (Бунт), «Хура çăкăр» (Чёрный хлеб) Н.Ф. Ильбека – из повести «Хура ыраш» (Чёрная рожь) и т.д. Таким же образом был создан производствен. Р. «Никĕс» (Фундамент, 1960-е гг.) А.Ф. Талвира. В 1930–40-х гг. читатель познакомился с романными произведениями В.И. Краснова-Асли [«Тăвалла» (В гору), 1933], С.В. Эльгера [«Вутпа çулăм витĕр» (Сквозь огонь и бурю), 1937]. Произведение В.И. Краснова-Асли – это передача впечатлений от политико-идеологич. событий, в нём много черт повести. Синкретичен по содержанию Р. С.В. Эльгера, вобравший в себя черты хроники, мемуаров, публицистики.
Первым Р. присущи также признаки социографии и явной очерковости (В.И. Краснов-Асли), автобиографич. исповедальности (С.В. Эльгер). Тем не менее в них налицо сопричастность человека с историч. перипетиями и с душой народа, пребывающего на острие развития общества.
Таким образом, чуваш. Р. присущи дробность композиции, цикличность восприятия жизни. Определяющую роль в формировании жанра играли очерковый подход к воплощению жизни, автобиографизм мировидения, вписанность героя в социал. среду эпохи.
В ходе становления жанра Р. в чуваш. литературе происходил неуклон. процесс вхождения в него малых и сред. жанров, причём эти жанры и в структуре круп. форм сохраняли в какой-то мере свой статус. «Таната» (Тенёта) Ф.Е. Уяра и после доработки воспринимался как Р., состоящий из серии портретов, его автор и в Р. остался новеллистом. Случай этот не единичен. Продвижение к круп. эпике через малые формы, через повести стало одной из характер. черт чуваш. Р. и в последующие годы: «Кĕпер» (Мост, 1930–50-е гг.) В.З. Иванова-Паймена, «Хура çăкăр» (Чёрный хлеб, 1940–60-е гг.) Н.Ф. Ильбека, «Сунарçăсем» (Охотники, 1970-е гг.) Д.А. Кибека, «Çулсем-йĕрсем» (Пути-дороги, 1960-е гг.) Н.Е. Евдокимова, «Кĕмĕл çил» (Серебряный ветер, 1970-е гг.) А.В. Емельянова, «Ĕмĕр сакки сарлака» (Жизнь прожить – не поле перейти, 1930–70-е гг.) Н.Ф. Мраньки, «Аттесемпе пĕрлех кăвакартăмăр» (Седели вместе с отцами, 1970-е гг. ) В.Л. Садая и т.д. Из самостоятел. повестей скроены «Çын ăшши» (Тепло людское, 1970-е гг.) Ю.И. Скворцова, «Виçĕ ывăлпа виçĕ хĕр» (Три сына, три невесты, 1970-е гг.) В.С. Алендея, «Шеремет» (2004) Л.В. Таллерова и т.д.
В свою очередь Р. Ф.Е. Уяра со временем превратился в дилогию «Шурча таврашĕнче» (Близ Акрамова, 1930–90-е гг.) [«Таната» (Тенёта), «Таркăн» (Беглец)], так же произошло с Р. «Хура çăкăр» (Чёрный хлеб) Н.Ф. Ильбека. Н.Ф. Мранька составил своё произведение как целую серию Р. С.С. Аслан написал тетралогию из Р.: «Ахрат» (1957), «Алла-аллăн» (Рука об руку, 1958), «Хăват» (Мощь, 1961), «Сехмет» (Чёрная беда, 1967), из-под пера А.С. Артемьева вышла дилогия «Тăвăл умĕн» (Перед бурей, 1975). Р., таким образом, продвинулся к художествен. высотам эпопейности, начал решать проблемы народ. истории чувашей (Ф.Е. Уяр, Н.Ф. Ильбек), социал. вопросы охваченного революцион. бурями общества (Н.Ф. Мранька, В.З. Иванов-Паймен, С.С. Аслан) и судьбы национал. творч. интеллигенции (А.С. Артемьев). Фрагментарность сюжета со временем пополнилась новыми качествами. Трагедия создаёт феномен дробности: так написаны Р. «Виçĕ ывăлпа виçĕ хĕр» (Три сына, три невесты) В.С. Алендея, «Шеремет» Л.В. Таллерова.
Чуваш. Р. и эпопея возникли из малых и сред. жанров, круп. формы родились из личного опыта персонажей, на основе движения материала к Р. от малых форм, из традиций уст. прозы. Таким образом появился феномен синкретичного Р., отошедшего от принципа чистоты жанра. Обращение к Р. обогатило чуваш. литературу новыми стилистич. традициями, новым эстетич. индексом художествен. творчества.
Палитра Р. в чуваш. прозе довольно широка, это Р. историч.: «Шурча таврашĕнче» (Близ Акрамова) Ф.Е. Уяра, «Сĕве Атăла юхса кĕрет» (Свияга впадает в Волгу) К.С. Турхана, «Кĕпер» (Мост) В.З. Иванова-Паймена; героико-приключенческие: «Паттăрсем хыпарсăр çухалмаççĕ» (Герои без вести не пропадают) Д.А. Кибека, «Шанчăк» (Надежда) Л.Я. Агакова; автобиографич.: Р. С.В. Эльгера, «Ача чухнехи» (Детство) М.Д. Трубиной и т.д. По мере подхода к рубежу 20–21 вв. количество вновь появившихся Р. заметно сократилось. В прозе вновь возобладали жанровые принципы повести. Как исключения этой закономерности выглядят Р. «Кăвак хуппи уçăлсан» (Зарница счастья, 1987) А.С. Савельева-Саса и В.Г. Игнатьева, «Арçынсем те макăраççĕ» (И мужчины плачут, 2003) З.А. Нестеровой, «Шеремет» (2004) Л.В. Таллерова.