Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СУДОСТРОЕНИЕ – отрасль промышленности, производящая суда. Постройкой плавательных средств в Сред. Поволжье начали заниматься ещё в древ. времена, значител. развитие С. получило здесь в период Волжской Болгарии. В нач. 18 в. в Казани было образовано Адмиралтейство. В чуваш. дубравах стали заготовлять корабел. лес для судостроител. заводов России, особенно много для С.-Петербурга.

На Волге наиболее распространёнными были барки, баржи – большие суда для перевозки грузов; боровлянки – большие беспалубные суда; гусяны – плоскодонные, беспалубные и низкобортные суда; беляны – баржи, употреблявшиеся для перевозки лесоматериалов, предназначенные для одного плавания; расшивы – парусные суда размером от 11 до 50 м, грузоподъёмностью до 750 т, и др. Центрами С. в Сред. Поволжье являлись Нижний Новгород и Казань.

В Чувашии С. связано с использованием лесных ресурсов Присурья в 19 в. В с. Порецкое артели местных крестьян изготавливали беляны. С. служило значител. фактором развития кузнеч. ремесла, особенно в с. Порецкое. Нек-рое время беляны делали в Никол. волости Чебоксар. у. Беляны, гружённые лесом и продукцией деревообработки (полозья, оглобли, бочарная клёпка, ободья и т.п.), отправлялись в города Нижнего Поволжья. С. в Алатыр. у. прекратилось в кон. 19 в. с появлением желез. дороги.

Чуваш. крестьяне в качестве плавател. средств издавна использовали лодки-однодревки, выдалбливаемые из ивового или осинового бревна. Длина лодок 2–3 м, борта разводились до 60–70 см. Позже борта долблёнок наращивались дощатыми бортами (шитики). Для плавания по крупным рекам делались полностью дощатые лодки (ялики).

3 декабря 1929 образована Мариин­ско-Посад. судоверфь, к-рая занималась постройкой судов мелкого тоннажа, затем перешла на крупное деревянное С. Здесь строились разные виды речных, озёрных и морских судов, дебаркадеров, якорниц, понтонов, а также шлюпок и байдарок. На судоверфи осуществлялся судовой ремонт, а также производство различ. лесоматериала, товаров широкого потребления, сборных домов и т.п. Основными типами изготовляемых судов были баржи грузоподъёмностью от 50 до 3300 т (самые крупные строились во 2-й пол. 1930-х гг.) и киржимы – плоскодонные баржи грузоподъём­ностью ок. 50 т. В 1931 изготовлено 10 барж; в 1935 – 12; в 1936 – 6, в 1937 – 22, в 1940 – 11 барж; в 1941 – 13 озёрных и угольных барж; в 1942 – 3 парусно-мотор. шхуны; в 1946 – 2 учеб. шхуны и 5 тентовых и безтентовых барж; в 1950 – 5 мотоботов типа «Мурман», 7 речных барж; в 1952 – 5 мотоботов; в 1953 – 8 барж; в 1957 – 382 шлюпки. Суда направлялись в распоряжение Волж., Кам., Московско-Ок., Верхневолж. речных пароходств, в Архангельск, в Астрахань, в годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 – под Сталинград. В 1957 судоверфь передана в ведение Управления лесной деревообрабаты­вающей промышлен­ности Чуваш. сов­нархоза и прекратила выпуск судов, хотя название «Марпосадская судоверфь» сохранялось до 1963. С перепрофилированием Мариинско-Посад. судоверфи С. в Чувашии прекращено.

Автор: В.Д. Димитриев, С.Н. Кодыбайкин.
Иллюстрации
Мариинско-Посадская судоверфь. Баржа, спущенная на воду. Начало 1930-х гг.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство