Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     ЭТИКЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ – система исторически обусловленных норм и стандартов поведения, характерных для определённого общества. Важный компонент этнич. культуры, связанный с морал. нормами и ценностями; про­является в эмпирически наблюдаемых формах поведения. В многообразии этикетных норм основными являются: Э.т. приветствий и прощаний; благословения; внутрисемейные и семейно-родственные отношения; застольный и гос­тевой этикет. По мере модернизации ­общества происходит трансформация этикетных норм в сторону их упрощения.

     Э.т. чуваш. содержит как восточ.,  так рус. и западноевроп. элементы. Архаичные особенности восточ. этикета сохранены в речевом этикете, к-рым регламентируются в числе других и нормы, связанные с приветствием и прощанием, благословением, благодарностью и т.п., в т.ч. требование пользоваться при обращении к родственникам (как к своим, так и к родственникам супруга) не именами, а терминами родства и свойства. Традицион. этикетные нормы внутрисемейных и родствен. отношений также являются неотъемлемой частью соционорматив. культуры этноса. В целом Э.т. чуваш. представлял собой проявление норм патриархал. общества с приоритетом муж. начала, требовавшее подчинения авторитету главы семьи (отца), в то же время почитания матери, уважения старших, заботы о младших. Предполагал ряд запретов, например, для женщин показываться с непокрытой головой и в неподпоясанной одежде перед родственниками мужа и др., для молодых членов семьи – не вмешиваться без разрешения отца в беседу взрослых и т.д. Обычаи застольного и гостевого Э.т. были тесно связаны с праздниками и обрядами; у чувашей, к примеру, они ярко отражены в обряде чÿклеме. Собираясь на пир, чуваши готовили гостинцы (как правило, пиво, пироги, жареный гусь, орехи для детей и т.п.). Гостей у ворот встречал хозяин, сам или старший сын заводил коня во двор. При встрече было принято обязательно вести диалог, в к-ром старались возвышать собеседника, не выходя за рамки самоуважения. На пиру придерживались строгого порядка рассаживания за столом: на боковой стороне избы переднего угла сидел глава рода, справа от него  располагались мужчины (самые близкие или старшие – ближе к хозяину, чем дальше степень родства и моложе гость – тем ближе к двери). Слева от главы рассаживались его супруга и женщины,  соблюдая тот же порядок, что у мужчин. Место в противоположном от главы семьи конце стола занимал руководитель обряда (кĕрекеçĕ). Во время угощения старшим оказывалось особое почтение. По правилам чуваш. Э.т. во время торжествен. случаев (при произношении молитв, пожеланий и т.п.) все гости вставали на ноги; старший член семьи произносил благословения, прикладывая свои скрещённые руки на головы стоявших на коленях сыновей и невесток. Таким же знаком почтения и уважения был поклон в пояс. После благословения собравшиеся пели обрядовую песню в честь хозяев дома. В гостях, несмотря на обильный стол и радушие хозяев, было принято не наедаться.

Автор: А.В. Кузнецов, Г.Б. Матвеев.
Лит.: Золотницкий Н.И. Корневой чувашско-русский словарь, сравнённый с языками и наречиями разных народов тюрк­ского, финского и других племён. Казань, 1875; Кузнецов А.В. Традиционный за­стольный этикет чувашского народа. Ч., 2003.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство