ПОМОЧИ МОЛОДЁЖНЫЕ – форма помочей, инициаторами и основными участниками к-рых являлись девушки. Ранней весной П.м. устраивались для отбеливания полотна на снегу (пир шуратни). Место для этого занятия выбиралось на склоне, часто вне селения. Девушки помогали женщинам, не имевшим взрослых дочерей. Полотна лежали на снегу несколько дней, ночами их караулили, при этом к девушкам присоединялись молодые люди, беседы и игрища продолжались до рассвета.
Летом на улицах отбивали полотно (пир çапни). На козлы клали полый чурбан, к нему привязывали рулон полотна и вчетвером отбивали его берёзовыми колотушками. В это время пели песни, в к-рых описывался процесс изготовления полотна – от посева лубяных культур до тканья. Часть песен носила шуточ. характер. П.м. собирались одновременно в нескольких местах, в растягивании отбитого холста нередко участвовали парни.
Поздней осенью в избах валяли сукно (тµла пусни). В особую ступу клали кусок сукна, обдавали кипятком и толкли пестами. Зачастую вместе с девушками трудились парни, молодые женщины. Под ритм работы исполнялись песни валяльщиков сукна. Затем сукно растягивали, разравнивали, края в необходимых случаях разрезали. По завершении работы хозяйка угощала пивом, выпечкой, после трапезы начинались молодёж. игры с песнями и плясками.
Для проведения зим. посиделок девушки снимали избу, наём к-рой отрабатывали, проводя П.м. В них участвовала молодёжь обоего пола: летом это были помочи для жатвы, осенью – для молотьбы, зимой – для работ по хозяйству.
Русские, проживавшие на территории современ. Чуваш. Респ., устраивали П.м. капустки – рубку капусты для квашения. Хозяева подавали для девушек слад. вино, чай, выпечку. Помочи завершались игрищами. В татар. селениях ранней зимой проводили П.м. каз нэмэ (букв. гусиные помочи), на к-рых девушки ощипывали забитых гусей. После работы хозяйка угощала девушек чаем, слад. выпечкой, трапеза прерывалась песнями, танцами.
Автор: П.П. Фокин.