Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПОЭЗИЯ (греч. poiesis, от poieo – делаю, творю) – тип организации художественной литературы, отличающийся от прозы прежде всего наличием в ней стихотворной и поэтической речи. Первоначально П. называлась вся художествен. литература в противовес нехудожествен. словес. произведениям: философ., науч., публицистич., оратор. и т.д. В период утверждения в России реалистич. искусства содержание П. сужается, её начинают видеть то в оппозиции «лирика – эпос», то в противопоставлении стиха и прозы. В современ. понимании П. – это имеющие ритмические единицы (строки) лирические и лирико-эпические тексты. Подоб. стихотвор. организация не присуща прозе; напр., в жанре «стихотворение в прозе» отсутствуют строки (но не ритм).

В состав чуваш. народ. П. исследователи включают фольклор. тексты, имеющие стихотвор. организацию: заговоры и молитвословия, пословицы и поговорки, различ. обрядовые речитативы и т.д. Основой чуваш. народ. П. является фольклор. песня, от к-рой в 19 в. постепенно отпочковывалась письмен. П. Первоначально она мало отличалась от фольклор. текстов (песни и такмаки Хведи, М.П. Арзамасова), но к кон. 19 в. обрела свою самостоятельность в творчестве М.Ф. Фёдорова, братьев Я. Турхана и Х. Турхана. Чуваш. П. (такие жанры, как сюжет. стихотворение, поэма, пеит-поэма, предание-поэма и т.д.) сыграла значител. роль в становлении эпики. Основная часть классиков чуваш. литературы 1-й пол. 20 в. – это поэты К.В. Иванов, Г.А. Кореньков, М.К. Сеспель, С.В. Эльгер, П.П. Хузангай и др. Первые образцы чуваш. драматургии также написаны в стихотвор. форме (трагедии К.В. Иванова и Г.В. Тал-Мрзы); многие прозаики сочиняли и стихотвор. произведения, а поэты – стихотвор. повести и романы. Всё это говорит о переплетении и синтезировании в чуваш. словесности тради­цион. жанров П. с эпикой, особенно во 2-й пол. 20 в. Но П. в чуваш. литера­туре никогда не уступала свои позиции являлась наиболее совершенной формой творческого озарения мастера слова. Именно творения поэтов вошли в сок­ровищницу отечеств. и мировой лите­ратуры (произведения К.В. Иванова, М.К. Сеспеля, П.П. Хузангая, Г.Н. Айги). Преобладание лирики и П. в чуваш. литературе объясняется не только развитостью народ. П., но и складом характера и типом художествен. мышления чуваш. народа.

Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002; Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития. Ч., 1992.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство