ПРОЗА – нестиховой тип организации художественной речи. Её строение соотносится с событиями, о к-рых рассказывается, и с событием самого повествования. Создателями П. выступают автор (образ автора), рассказчик, герой (с монологами, диалогами, поступками). Эти категории объединяются в одно целое повествованием, движением сюжета и описанием (предметов, человека, местности).
Имеются сведения о словес. творчестве предков чувашей в эпоху Болгар. государства. Актив. исламизация Волж. Болгарии привела к утрате письмен. традиций, развитие получили фольклор. жанры – сказания, мифы, легенды, предания.
Для устной П. чувашей характерна композиция, при к-рой рассказчик включает аудиторию в действие без предварител. подготовки, взывает к её сотворчеству. Со временем такое речедействие проявилось в произведениях Е.И. Рожанского, С.М. Михайлова, И.И. Иванова, И.Е. Тхти, Е.В. Еллиева и др. Обращение к фольклор. традициям позволило письмен. прозаич. жанрам освоить разнообраз. возможности воплощения художествен. идей. Это небольшие нравоучител. притчи для детей Е.И. Рожанского, этнодидактич. и обличител. произведения С.М. Михайлова, поучительно-аллегорич. П. И.И. Иванова, образные особенности «наивного» рассказчика И.Е. Тхти, кажущаяся на первый взгляд многословно-плеонастической поэтика повестей и рассказов И.Н. Юркина, Н.Ф. Ильбека, Л.В. Таллерова, напряжённо сдержанная ирония Ф.Е. Уяра и т.д.
С принятием христианства чуваш. словесность начала осваивать элементы рус. православ. культуры, была создана письменность на основе кириллицы, осуществлены переводы и переложения на чуваш. язык молитвословий, проповедей, катехизисов (1-я пол. 19 в.). В г. Нижний Новгород возникла своеобраз. переводческая школа, способствовавшая интенсив. развитию письмен. П. В формировании системы письмен. жанров большую роль сыграло творчество С.М. Михайлова (сер. 19 в.). В становлении подлинно национал. поэтики П. велика заслуга И.Я. Яковлева, к-рый практиковал в Симбир. чуваш. школе переложение фольклор. сюжетов. Особенностью этого периода развития П. явилось культивирование этнопедагогич. предназначения прозаич. литературы. Был создан новый алфавит, изданы буквари. Возникла симбир. школа устно-письмен. П. Её представители стали авторами кратких иносказател. миниатюр, представленных в букварях, повести-цикла, состоящей из 14 самостоятел. новелл (И.И. Иванов), рассказов-повестей [«Мул» (Богатство), «Этем пырĕ тутă та куçĕ выçă» (Сыт человек, а глаза голодны) И.Н. Юркина].
После 1917 заметно возрос интерес к оператив. жанрам П. – очерку, очерку-рассказу. Сер. 1920-х гг. отмечена пристальным вниманием к Граждан. войне [«Икĕ виле» (Две смерти) и «Пĕрре ир çинче» (Однажды утром) И.Е. Ахаха, «Штрум» С.Ф. Хуммы]. Центр повествования занял человек с периферии, образы героев были либо явно идеализирован., либо гротеск. и карикатурными. Поэтика П., впрочем, как и др. жанров, приобрела открыто пафос., романтико-риторич. характер. В литературе этого периода наблюдается тяга к опыту рус. литературы (социально-идеологич. повести и рассказы Д.В. Исаева), призывы к искоренению бытовых и обществен. пороков (сатира И.И. Мучи), к борьбе за новую нравственность (рассказы М.Д. Трубиной). П. отличается публицистичностью, исключением стали мемуары «Вăрçă кунĕсем» (Дни войны) и повесть-хроника «Вутпа çулăм витĕр» (Сквозь огонь и бурю) С.В. Эльгера, в к-рых автор идёт от эпохи к человеку, вписывая тем самым героя в историю. Интересно творчество И.Е. Тхти, к-рый рассмотрел бытийные, философ. проблемы в духе романтической иронии при помощи подтекстно-неторопливого обыгрывания ситуаций новой жизни, показав человека в гуще историч. реалий. Наряду с поисками национал. поэтики слова (И.Е. Тхти, В.Е. Рзай, Е.В. Еллиев), шёл процесс разработки технологии социал. заказа. Повести «Эсĕ инженер пулатăн» (Ты будешь инженером), «Манăн завод» (Мой завод) А.Ф. Талвира, «Вăкăр çырми» (Бычий лог) И.С. Тукташа, «Йăмраллă ял» (Деревня в вётлах) К.С. Турхана, роман «Тăвалла» (В гору) В.И. Краснова-Асли посвящены теме индустриализации Чуваш. края, коллективизации сел. хозяйства, решению производствен. проблем. Падал интерес к рассказу, начала преобладать очеркистика. Писатели также обратились к эпически широким жанрам, в этом направлении работали А.Ф. Талвир, Ф.Е. Уяр, Н.Ф. Ильбек, В.З. Иванов-Паймен, однако романы, задуманные ими в 1930–40-е гг., были завершены только в 1950–80-е гг.
Во время Вел. Отечеств. войны 1941–45, как и в 1920-е гг., преобладали жанры очерка и очерка-рассказа, что объяснялось необходимостью быстрого, оператив. реагирования на фронтовые и тыловые события. На первом месте оказались факты, документы, свидетельства очевидца. В этот период были написаны очерки-портреты («Павел Лаптев» И.С. Тукташа), короткие рассказы, насыщенные описаниями переживаний героев [«Госпитальте» (В госпитале) Н.Ф. Ильбека], «миниатюрные» произведения, вместившие на нескольких страницах 4 года войны («Марина» Н.Ф. Ильбека), охватившие события, отстоящие друг от друга на несколько веков [«Шипка таврашĕнче» (В окрестностях Шипки) Н.Ф. Ильбека] и т.д.
Во 2-й пол. 20 в. появились многотом. полотна – дилогии «Шурча таврашĕнче» (Близ Акрамова) Ф.Е. Уяра и «Хура çăкăр» (Чёрный хлеб) Н.Ф. Ильбека, трилогия «Элкей таврашĕ» (Эльгеевы) П.Н. Осипова, а также романы «Аттесемпе пĕрлех кăвакартăмăр» (Седели вместе с отцами) В.Л. Садая, «Тăвăл умĕн» (Перед бурей) А.С. Артемьева, тетралогия «Ахрат» (1957), «Алла-аллăн» (Рука об руку, 1958), «Хăват» (Мощь, 1961), «Сехмет» (1967) С.С. Аслана, многотом. эпопея Н.Ф. Мраньки «Ĕмĕр сакки сарлака» (Жизнь прожить – не поле перейти). Этот период примечателен поисками романтически и лирически идеализированных героев [новеллы «Ан авăн, шĕшкĕ» (Не гнись, орешник), «Асран кайми тĕлпулусем» (Незабываемые встречи), повесть «Салампи» А.С. Артемьева, повести «Пĕр хулара» (В одном городе), «Ылтăн вăчăра» (Золотая цепочка) Л.Я. Агакова]. С 1970-х гг. в чуваш. П. стал набирать силу процесс философ. осмысления судьбы человека [повести «Уках хурăнĕ» (Берёза Угахви), «Сурăм хĕрĕ» (Девушка с Сормы), «Сăваплă вут» (Священный огонь) Ю.И. Скворцова, «Пĕр ухмахăн юратнă сăмахĕ» (Любимое слово одного дурака) Н.А. Мартынова, «Юр хĕвет» (Метёт метелица) Ф.Г. Агивера и др.]. В П. о войне больше внимания стало уделяться проблемам историч. памяти, взаимоотношений истории и человека [повесть «Виçĕ ывăл, виçĕ хĕр» (Три сына, три невесты) В.С. Алендея], взаимосвязей человека и власти [повести «Ят» (Имя), «Шыв типнĕ çул» (Засушливый год) А.В. Емельянова]. Продолжились поиски новых жанровых форм. Роман «Таната» (Тенёта) написан Ф.Е. Уяром как цикл отдельных новелл-портретов, цикличность прослеживается и в произведении «Виçĕ ывăл, виçĕ хĕр» В.С. Алендея. Подоб. структура характерна для романа «Шеремет» Л.В. Таллерова, представляющего судьбу рода Шереметьевых: деда, сына, внука. Появились историч. романы «Сĕве Атăла юхса кĕрет» (Свияга впадает в Волгу) К.С. Турхана, «Çăлтăр витĕр çул курăнать» (Звезда путеводная) Л.В. Таллерова и др. Среди жанров чуваш. П. замет. место занимают также героико-приключен. романы [«Шанчăк» (Надежда) Л.Я. Агакова], политич. повести [«Çул – пĕрре» (Дорога – одна) И.Д. Вутлана], психологич. новеллы и повести (В.Г. Игнатьев, Д.А. Кибек, Е.Н. Лисина, Г.В. Краснов), автобиографич. повести [«Пăва çулĕ çинче» (На Буинском тракте) А.Ф. Талвира, «Пуçламăшĕ» (Начало) С.С. Аслана и т.д.].
Автор: Г.И. Фёдоров.
Лит.: Хлебников Г. Я. Чувашский роман. Ч., 1964; Фёдоров Г. И. Чăваш литератури. 1945–1985 çулсем. Ш., 2004; Родионов В. Г. Чăваш литератури. ХVIII–XIX ĕмĕрсем. Ш., 2006.