ШКОЛА-ИНТЕРНАТ – государственное общеобразовательное учреждение общественного воспитания для учащихся, не имеющих необходимых материальных и моральных условий в семье. Создавались в СССР с 1956. Существуют несколько типов общеобразовател. Ш.-и.: общего типа – для детей из семей, не имеющих необходимых условий воспитания; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родител. прав и т.п.; санаторного типа – для детей, страдающих различ. заболеваниями; специальные – для имеющих недостатки в физич. или умствен. развитии, препятствующие обучению в обычной общеобразовател. школе. Особый тип Ш.-и. – специализирован. общеобразовател. учеб. заведения для углублённого изучения ряда предметов (напр., математики, химии, искусства и т.д.). В общеобразовател. Ш.-и. принимаются также дети одиноких матерей, из многодет. семей, родителей с тяжёлыми хронич. заболеваниями и т.п. В отдельных случаях дети, находящиеся на содержании в Ш.-и., могут проживать в семьях.
В Чуваш. Респ. на 1 января 2011 функционируют 9 Ш.-и. различ. типа и 4 детских дома.
Алатыр. специал. (коррекцион.) общеобразовател. Ш.-и. организована в 1961. Принимаются дети с 7 лет. Основные направления деятельности – учеб., воспитател., гуманитар., естественно-математическое. За 50 лет существования в Ш.-и. обучалось 1844 воспитанника. В 2010/11 учеб. году 102 учащихся (из них 56 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 19 учителей.
Ибресин. специал. (коррекцион.) общеобразовател. Ш.-и. основана в 1963. Обучение ведётся с 8 лет. В Ш.-и. создана комфортная образовател. среда, обеспечивающая психофизическое, социал. и нравствен. здоровье воспитанников. С 1963 по 2010 окончили 1016 учащихся. В 2010/11 учеб. году 121 ученик (из них 18 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 42 педагогич. работника.
Калинин. специал. (коррекцион.) общеобразовател. Ш.-и. открыта в 1960. Принимаются дети с 7 лет. Основные направления деятельности – оказание квалифицирован. помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в психологич. развитии. С 1960 по 2010 окончили 992 ученика. В 2010/11 учеб. году 169 учащихся (из них 27 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 56 педагогич. работников, в т.ч. 22 учителя.
Кугесьская специал. (коррекцион.) общеобразовател. Ш.-и. функционирует с 2008, принимаются дети с 7 лет. Деятельность учреждения направлена на достижение социализации и самореализации учащихся, формирование адекватных форм социал. поведения. В 2010/11 учеб. году 88 учащихся (в т.ч. 23 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 17 учителей.
Саланчик. специал. (коррекцион.) общеобразовател. Ш.-и. создана в 1962. Принимаются дети с 7 лет. Основные направления деятельности – формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязател. минимума содержания общеобразовател. программ; образование и обучение воспитанников, проведение комплекса лечебно-оздоровител. работы; обеспечение социал. защиты, медико-психолого-педагогич. реабилитации и социал. адаптации воспитанников. К 2010 окончили 1036 учащихся. В 2010/11 учеб. году 132 ученика, 47 педагогич. работников, в т.ч. 17 учителей.
Цивил. специал. (коррекцион.) общеобразовател. Ш.-и. №1 организована в 1978. Основные направления деятельности – создание условий для специал. образования учащихся, реализация образовател. коррекционно-педагогич., компенсацион. и реабилитацион. программ образования. С 1978 по 2010 окончили 310 учащихся. В 2010/11 учеб. году 76 детей, 21 учитель.
Цивил. специал. (коррекцион.) общеобразовател. Ш.-и. №2 основана в 1955. Принимаются дети с 7–8 лет. Основные задачи – специал. образование лиц с особыми образовател. потребностями, социал. адаптирование, абилитация и реабилитация учащихся на различ. ступенях обучения и воспитания. За 55 лет окончило 1400 учащихся. В 2010/11 учеб. году 146 воспитанников, 26 учителей и 24 педагогич. работника.
Чебоксар. специал. (коррекцион.) общеобразовател. Ш.-и. для детей с нарушениями зрения открыта в 1967. Основные направления деятельности: учёт общих закономерностей и специфич. особенностей развития детей: перераспределение учеб. материала и изменение темпа его прохождения; уменьшение наполняемости классов и воспитател. групп; применение специал. форм и методов работы, оригинал. учебников, нагляд. пособий, тифлотехники; организация лечебно-восстановител. работы; усиление работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников. С 1967 по 2010 обучалось 774 чел. Из них основное общее образование получили 419 учащихся, общее образование – 355. В 2010/11 учеб. году 183 ученика (из них 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 26 учителей.
С 1962 работает Шумерлинская основная общеобразовательная санаторная школа-интернат.
В сел. местности Чуваш. Респ. созданы также пришкол. интернаты для учащихся, проживающих на значител. расстоянии от школы. Дети в таких интернатах объединяются в группы, в каждой группе имеется воспитатель. Режим и воспитател. работа такие же, как и в Ш.-и.
Автор: М.Г. Харитонов, А.П. Михайлов.