ХОРЕОГРАФИЯ (от греч. choreia – пляска, grapho – пишу), хореографическое искусство, искусство танца – вид искусства, в к-ром средством создания художественного образа являются движения и положения тела, жесты и мимика танцовщика, чередующиеся в определённом темпе и ритме. Разнообраз. движения и жесты, связанные с обрядами и трудовыми процессами, а также эмоционал. впечатлениями от окружающего мира, постепенно подвергались художествен. обобщению, в результате чего сформировалось искусство Х., одно из древнейших проявлений народ. художествен. творчества, тесно связанного с народной музыкой, и, через атрибутику празднич. костюма и украшения, с народным искусством. На основе традицион. Х. был создан сценический народ. танец.
Высокого развития Х. достигла в профессионал. музыкально-театрал. искусстве. Образовались различ. хореографич. системы: европ. классич. танец – основа современ. балета, танцевал. системы стран Азии, Латин. Америки, Африки. Народ. танцы явились также прообразом бального танца. В 20 в. получил развитие спортив. танец. В узком смысле под Х. понимается способ изображения услов. знаками различ. танцевал. движений, известный с 16 в., а также искусство сочинения танцев и балетов (в этом значении термин применяется с сер. 19 в.).
У чувашей искусство Х. бытовало с древ. времён. Танец был непремен. атрибутом праздников и обрядов и обладал национал. особенностями, отмечавшимися этнографами-путешественниками начиная с 18 в. В чуваш. народ. Х. по содержанию, формам и функциям различаются танец (ташă) и хоровод [вăйă (юрă) карти].
С 1967 на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета развивается искусство европ. классич. танца. Народ. Х. в Чувашии приобрела сценические формы в творчестве танцевал. группы Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца (профессионал. балетмейстеры работают в нём с 1939); впоследствии во многих самодеятел. хореографич. группах и ансамблях. Вклад в развитие сценич. форм чуваш. народ. танца внесли А.К. Погребной, И.И. Слуцкер, Л.П. Мошевич, А.В. Ангаров, А.С. Вагапов, Н.Г. Вагапова, З.И. Григорьев, В.А. Милютин, А.Н. Музыкантов, Л.Н. Нянина, Н.А. Вавиленко, Л.А. Попова, В.И. Терёнин. В 1980–90-х гг. в творчестве любител. коллективов Чувашии начал развиваться также эстрад. и бальный танец. На рубеже 20–21 вв. получили известность такие стабильно работающие в Чебоксарах коллективы, как ансамбль «Nota G», театры танца «Восторг» и «Блэз», «Шоу-балет Елены Ярославцевой», ансамбль бального танца «Грация».
Автор: М.Г. Кондратьев.