ХОРОВОД – круговой танец или песня-танец, нередко с инструментальным сопровождением. Распространён у многих народов, в т.ч. славянских (под названием хоро, коло, карагод, Х.), у бурят (ёхор), саха-якутов (осуокай) и т.д. Х. синкретически сочетает в себе разные виды народ. творчества – музыку, песен. поэзию, хореографию, костюм. комплекс, элементы драматургии.
У чувашей по времени проведения и содержанию Х. совмещался с праздником летнего солнцестояния çинçе, сопровождавшимся множеством сакрал. запретов. В это время молодёжи брачного возраста разрешалось устраивать игры (вăйă) и Х. – уяв, или вăйă (юрă) карти [букв. игровой (песенный) круг, ряд], во время к-рого пелись особые песни (вăйă юрри). У низовых чувашей, особенно левобережных, лучше других сохранивших развитую традицию проведения Х., он связывался также с одним из самых больших традицион. праздников календар. цикла – уяв, название к-рого перешло на собственно Х. Соответственно и звучавшие во время его проведения многочислен. песни, наигрыши и танцы назывались здесь уяв юрри, уяв-вăйă юрри, уяв кĕвви, уяв ташши. Правобереж. низовые чуваши именовали такие песни также сăвă калани, чем подчёркивали их особый характер, отличающийся от стиля песен всех остальных традицион. жанров. Кроме того, в нек-рых местах подобные песни и игры устраивались и в дни летнего поминовения усопших çимĕк, отсюда название – çимĕк юрри, çимĕк вăййи (семицкие песни, семицкие игры).
С древ. времён сложился своеобраз. сценарий проведения Х., в к-ром каждой песне, танцу или игре отводилось определён. место и время. В кульминацион. эпизодах этого сценария могли подключаться музыкал. инструменты – шăпăр, сĕрме купăс, позднее хут ку-пăс. В структуре чуваш. Х. выделялись: пуçланнă кун (начальный день), аслă уяв (букв. великий, т.е. самый торжествен. день, когда участники собирались из всех окрест. селений), уяв ăсатни (проводы праздника, в позднейшее время совмещались саслă уяв). Х. завершался с заходом солнца в Петра и Павла день, после чего эти песни и танцы не исполнялись до следующего года. В развитом виде Х. сохранился у низовых чувашей, в т.ч. в составе большинства этнотерриториал. групп, и, в меньшей степени, средненизовых чувашей. Совокупность ряда признаков: возраст. ограничения для участников, особый стиль музыки и танцев, приуроченность и чёткие сроки проведения в сочетании с системой строгих запретов периода çинçе указывают на сакрал. характер весенне-летних молодёж. Х. и игр.
Музыка праздника уяв – это песни особого жанра (уяв юрри – хороводные, вăйă юрри – игровые) и стиля, исполнявшиеся без сопровождения (допускалось использование подручных шумовых инструментов и хлопки в ладоши). Преобладает многоголосие – гетерофонический склад, в нек-рых мест. стилях – в сочетании с терцовой второй. Существенна тембровая окраска исполнения, связанная с громким звучанием голосов на открытом пространстве, использованием высокого регистра в октавном (преимущественно) удвоении основного напева. Характерно большое разнообразие темпов: особо медленны напевы круговых Х. (единица движения 48–52 по метроному), скорые же темпы в игровых Х. и хоровод. танцах достигают 180–220 ударов метронома.
Как явление хореографич. искусства Х. имел несколько форм: круговой Х. (çавра карта), игровой Х. (вăйăлла юрă карти), хоровод. танец (вăйă картин ташши), хоровод. игра (карталлă вăйă). Песни, танцы, игры исполнялись большим количеством участников Х., доходившим до нескольких сот человек (так наз. аслă уяв). Танцевал. композиция Х. основывалась на использовании драматических действий, игровых элементов, разнообраз. пространствен. рисунков в сочетании с индивидуально-импровизацион. хореографич. лексикой. В хоровод. играх и танцах раскрывалось внутрен. состояние, переживания, мечты, реальные характеры участников весен. игр. Отсюда элемент чувственности, раскованности. Особенно отличались вечерние Х., в сюжетике к-рых преобладали эротические мотивы, в танцевал. лексике – индивидуализация. Днев. игры молодёжи в большей мере ориентировались на восприятие зрителей (если для старших это, преимущественно, развлечение, то для младших – процесс освоения традицион. видов искусства и подготовки перехода во взрослое состояние). В них больше внимания обращается на раскрытие сюжет. основы исполняемых песен за счёт упрощения хореографич. композиции и лексики. Одновременно демонстрировалось искусство одежды и украшений.
Автор: М.Г. Кондратьев, В.А. Милютин.