СИМФОНИЯ ДО МИНОР Г.В. Воробьёва – первая симфония, классический образец жанра в чувашской музыке. Создавалась в 1937–39 в классе профессора Моск. консерватории Н.Я. Мясковского. После смерти автора (1939) работу над сочинением завершил Н.И. Пейко (имелись авторские клавир всей симфонии, партитура 2-й, 3-й частей, оркестровые эскизы 1-й и 4-й). Он же подготовил партитуру к изданию (М., 1957).
Жанр С.д.м. – эпико-драматический. Четыре части объединяются образно и тематически (этапы судьбы народа). В качестве лейтмотива взята мелодия «Туй юрри» (Свадебная) из репертуара народ. певца Гаврила Фёдорова, эта тема появляется во вступлении к 1-й части (пример 1).
1-я часть (Allegro molto, c-moll) – драматургич. центр симфонии, написана в сонат. форме, монотематична. Глав. партия олицетворяет борьбу и протест, её оттеняет лирическая побоч. тема. 2-я часть (Andante lugubre, h-moll) вводит в мир скорбных эмоций. Интенсивность переживаний приводит к психологич. разрешению конфликта произведения. 3-я часть (Vivace. Moderato non troppo. Vivace, G-dur) – скерцо. Основная тема жизнерадост. картины из крестьян. жизни – записанная Ф.П. Павловым задор. мелодия игровой песни «Кил, кача» (пример 2). В среднем разделе контрастом проходит свадеб. плач – наигрыш на шăпăр, записанный С.М. Максимовым (пример 3).
4-я часть (финал) завершает драматургич. линию «от прошлого к настоящему». Во вступлении (Andante, с-moll) как воспоминание звучат лейтмотив и свадеб. плач. Глав. образ 4-й части (Allegro, C-dur) – народ. празднич. шествие, олицетворяющее новую жизнь. В побоч. партии – мелодия популяр. свадеб. песни, записанная Ф.П. Павловым, «Туй, туй, туй тесе…». Кода утверждает лейтмотив – тему народ. судьбы.
Самобыт. почерк автора органично соединяется в этом произведении с традициями классич. и совет. симфонич. музыки.
Автор: С.И. Макарова.