ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ЧУВАШЕЙ – этнографические подразделения в структуре чувашского этноса. Формирование Э.г.ч. происходило на протяжении 17–19 вв. в 4 природно-географических зонах Урало-Поволжья: Приволжье, Закамье, Заволжье и Приуралье.
По формам, масштабам, источникам миграции и их географии выделяются следующие этапы расселения чувашей в Урало-Поволжье. На 1-м этапе (17 в. – 1820-е гг.) чуваши осваивали Симбирско-Саратовско-Пензенское правобережье и незначительно Закамье и Приуралье. На 2-м этапе (1830–60-е гг.) началась массовая миграция чувашей на левобережье – в Закамье, Заволжье, северо-восточ. и централ. части Приуралья. В этот период переселение шло также из вторичных центров – Приволжья и Закамья. На 3-м этапе (1870-е гг. – нач. 19 в.) наблюдалась ослабленная миграция чувашей в Заволжье, юж. и запад. Приуралье, на 4-м (до кон. 19 в.) – единичные переселения в Заволжье и Приуралье. Основные Э.г.ч. сложились в связи с массовой миграцией в 18 в. Снижение темпов и масштабов переселений в 19 в. привело к стабилизации этнокультурной ситуации и развития культурно-языковых особенностей Э.г.ч. На последних этапах происходило активное расселение чувашей внутри регионов, интенсивное освоение обжитых земельных пространств за счёт отпочкования деревень и посёлков от материнских селений; этот процесс продолжался и в 1-й пол. 20 в.
Массовое переселение было вызвано обострением социал. напряжённости в Чуваш. крае вследствие ухудшения социально-экономич. положения крестьян, особенно быв. служилых чувашей, и насильственной христианизацией чувашей. Миграцион. поток наблюдался из всех районов проживания чувашей, но его интенсивность и направления переселений различались по этапам; это сказалось на культурно-языковых различиях Э.г.ч.
По комплексу этнокультурных составляющих и этапам расселения различаются 6 групп, образующих компактные места проживания: приволж., закам., заволж., бузулук., приик. и прибельская. Каждая из них имеет внутригрупповые отличия и соответственно подразделяется на подгруппы (см. Чуваши приволжской группы, Чуваши закамской группы, Чуваши заволжской группы, Чуваши бузулукской группы, Чуваши приикской группы, Чуваши прибельской группы).
Формирование культурно-языковых особенностей Э.г.ч. происходило, с одной стороны, в результате внутриэтнич. смешения выходцев из разных этнографических групп чувашей (верховые чуваши, средненизовые чуваши и низовые чуваши), с другой – под воздействием языка и культурных традиций соседних народов (русские, мордва, татары и башкиры). Эти процессы привели к заметной трансформации этнич. культуры чуваш. мигрантов. Язык и традицион. культура Э.г.ч. характеризуются специфич. особенностями, отличными от основных этнографич. групп, вместе с тем образуют с последними общие культурно-языковые ареалы с доминирующей этнографической/диалектной традицией. К верховому и средненизовому культурно-языковому ареалу относятся приволж. и бузулук. группы, к низовому –все остальные группы, но при этом в приик. и заволж. группах заметное влияние оказывала средненизовая традиция, а в закам. и прибельской – верховая, в приволж. и бузулук. – средненизовая и низовая традиции. Иноэтничное влияние, обусловленное территориальным и конфессиональным факторами, отразилось на функционировании языка и традицион. культуры, во всех сферах социал. жизни, включая семью (этнически смешанные браки), сел. общину (многонационал. селения) и т.д. Результаты межкультурного взаимодействия Э.г.ч. отчётливо проявляются в форме, содержании, хронологии религиозно-обрядовых традиций, принципах изготовления традицион. костюма, функционировании языка и др. сферах этнич. культуры. Полиэтничная среда способствовала активизации механизмов культурной адаптации и формированию толерантных установок в межэтнич. отношениях.
Автор: Е.А. Ягафова.
Лит.: Симбирско-саратовские чуваши. Ч., 2004; Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья (история и традиционная культура этнотерриториальных групп). Ч., 2007.