Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, деривация – 1) образование производных и сложных слов по существующим в языке моделям и правилам; 2) раздел языкознания, изучающий морфологическую структуру производных слов и выражаемых ими новых значений, создание, функционирование и классификацию новых лексических единиц. Процессы С. могут рассматриваться в ди­а­хроническом и синхроническом аспектах. С. тесно связано с др. уровнями языка – фонологией, морфонологией, морфологией, синтаксисом и грамматикой чувашской в целом. Вопросы чуваш. С. рассматривались в грамматиках В.П. Вишневского, Н.А. Лебедева, Й. Буденца, более подробно и детально Н.Е. Ефимовым, Н.И. Ашмариным, Т.М. Матвеевым, Н.А. Андреевым (Ур­хи), И.П. Павловым.

Являясь подвижной системой, С. характеризуется большим количеством и разнообразием представленных единиц, трудностью разграничения С. и словоизменения. Система С. включает в себя такие основные понятия, как мотивация, словообразовател. производность, словообразовател. модель и парадигма, словообразовател. гнездо и др.

Мотивация и словообразовател. производность основываются на семантической и формал. выводимости производного из свойств исходных, производящих единиц: пĕл «знать» > пĕл+ÿ «знание, учёность» > пĕл+ÿ+çĕ «учёный, знаток».

Словообразовател. модель представляет собой структурную схему-образец соединения словообразовател. элементов (аффиксов и производящих основ) в зависимости от избранного способа. Словообразовател. парадигма – это всевозможные модели производных от одной основы (см. схему 1).

Словообразовател. гнездо – это совокупность слов с тождествен. корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовател. мотивации (см. схему 2).

В современ. чуваш. языке имеются следующие способы С.: 1) аффиксальный (пар «дать» – пар+ăм «долг»); 2) сложноаффиксальный (шухăш «мысль» – шухăш+ла+в «мышление»); 3) слово­сложение [çăкăр-тăвар «хлеб-соль», тытамак «эпилепсия», асту «помнить» (парные и сложные слова)]; 4) редупликация (пĕр-пĕр «какой-нибудь»), а также редупликация с фонетич. изменением (шăв-шав «шум», сап-сарă «ярко-жёлтый») или осложнённая аффиксацией (пай+ăн-пай+ăн «частями»); 5) лексико-семантический; на основе метафорического или метонимического переноса (автан «петух» – автан «курок», пус «давить» – пус «резать, закалывать»); 6) конверсия (семантико-грамматический) – йăнăш (глагол) «ошибаться», йµнµш (имя существительное) «ошибка», йă­нăш (имя прилагательное) «неправильный»; 7) аббревиация (Ш+М – Шалти ĕçсен министерстви «Министерство внутренних дел», ЧАП – Чăваш аталану партийĕ «Партия чувашского возрождения»); 8) калькирование – хăруш­сăрлăх «безопасность». Наиболее продуктивными способами С. в чуваш. языке являются аффиксация и словосложение (сложные слова и составные гла­голы).

Автор: А.П. Хузангай.
Лит.: Павлов И.П. Хальхи чăваш литературă чĕлхи. Морфологи. Ш., 1965; Андреев В.В. Отглагольное имяобразование в чувашском языке. Ч., 1990; Андреева Е.А. Аффиксальное отглагольное словообразо­вание в чувашском языке. Ч., 2002; Андреев В.В. Вопросы теории чувашского словообразования. Ч., 2006.
Иллюстрации
Схемы 1, 2.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство