БЕРЁЗА (Betula), хурăн – род древесных растений из семейства берёзовых. В лесах Чуваш. Респ. произрастают 3 вида. Б. бородавчатая довольно часто встречается в лесах по всей республике, даёт обильную поросль, имеет большое значение как подгон, лесообразующая, быстрорастущая и почвоулучшающая порода. Б. пушистая встречается реже по сырым лесам и болотам, образует насаждения, особенно среди сосновых лесов Заволжья, более устойчива к морозам и менее к засухе. Б. низкая (приземистая) включена в Красную книгу Чуваш. Респ. со статусом 2-й категории (уязвимый вид). В Чебоксар. филиале Глав. ботанич. сада РАН выращиваются также Б. бумажная, новоаляскская, туркестанская, Эрмана, к-рые рекомендованы для озеленения городов и сел. поселений республики.
Б. светолюбивы, имеют поверхностную корневую систему, нетребовательны к почве, под их пологом хорошо возобновляется ель. Цветут ранней весной, почти одновременно с распусканием листьев. Первыми заселяют вырубки, пожарища и другие пустующие земли. Листья, почки, кора, сок, дёготь, уголь и растущий на Б. гриб чага используются в медицине. Из древесины изготавливают столяр., токар. изделия, уголь, целлюлозу, древесно-стружеч. плиты, фанеру, заготовки для бочковой и ящичной тары, лыжи, обозные изделия, поделки. Наплывы (капы) и свилеватая древесина у корня используются для декоратив. поделок и в столяр. производстве. Древесина является хорошим топливом. Кора содержит дубильные вещества. Из бересты мастерят короба, кузова, шкатулки, коробки, сумки, головные уборы и т.д., из веток делают банные веники и веточный корм. Листья служат тест-объектом для определения здоровья среды.
В мифопоэтич. текстах Б. – традицион. символ женственности, женской красоты. Образ Б. проходит в чуваш. пословицах и поговорках [хурăн тăрринчен хурăнташ – букв. «родственник через вершину берёзы», т.е. седьмая вода на киселе, дальний родственник (по брачным связям)], через образы родственниц старшего поколения – тёщи (хурăн-хуняма – «берёза-тёща») и, реже, свекрови. В религиозно-мифологич. традиции Б. иногда служит в качестве родового жертвенного дерева (чÿк йывăççи, Киремет йывăçĕ) на киреметищах (как субститут более традицион. дуба). Этим обусловлен запрет сажать Б. на окультурен. родовой территории (позднее – на приусадеб. участке): бытовало поверье, что посаженная на приусадеб. участке Б. приносит хозяину несчастья и беды.
Автор: А.Д. Димитриев, Н.И. Егоров.