СУРОВЫЙ СТИЛЬ – направление в советском изобразительном искусстве рубежа 1950–60-х гг., возникшее в условиях послевоенного времени и демократических изменений (так наз. «оттепели») в противовес устоявшимся канонам парадного социалистического реализма в изобразительном искусстве. Истоки отчасти восходят к сложной художествен. атмосфере 1920–30-х гг. Для С.с. характерны поэтизация обыденной жизни человека, героизация труда, обращение к драматичным и романтичным сторонам реальности. Произведения отличаются монументальностью и лаконичностью выразител. средств, энергич. ритмом, символичностью цвета. Наиболее извест. представители – живописцы Н.И. Андронов, Г.М. Коржев, П.Ф. Никонов, В.Е. Попков, Т.Т. Салахов, скульптор Э.И. Неизвестный, графики И.В. Голицын, Б.И. Жутовский.
В искусстве Чувашии 1960–70-х гг. С.с. проявился глав. обр. в творчестве живописцев В.Д. Чуракова («Будни 20-х годов», «Текстильщицы», портреты), в отдельных работах Р.Ф. Фёдорова, А.И. Иванова, В.С. Карандаева и др. Нек-рые черты стиля отразились в исполнении монументально-декоратив. произведений на зданиях Чебоксар. музыкал. училища, общежития Чуваш. государствен. педагогич. университета, Музея В.И. Чапаева, завода «Элара».
Автор: Г.Н. Иванов-Орков.