УДМУРТЫ (самоназв. утморт, укморт, устар. рус. название вотяки, чуваш. и татар. ар) – народ, численность в Росс. Фед. 386,5 тыс. чел., в Удмурт. Респ. 299,9 тыс. чел. (2021). Компактно живут в Перм. крае, в республиках Татарстан и Башкортостан, а также в нек-рых соседних с Удмуртией областях. В Чуваш. Респ. проживает 214 чел.
По территориально-этническим особенностям У. делятся на северных и южных. На северных значител. воздействие оказал Рус. Север. Со времён Волжской Болгарии южные У. находятся под влиянием тюркского мира. Отдельную этнографич. группу составляют бесермяне. Древние У. сформировались на основе племён ананьинской культуры Волго-Камья (8–3 вв. до н.э.). В разные историч. периоды имели место иноэтнические включения (индоиран., угор., тюрк., славян.). На базе племён позднепьяноборской культуры и пришлых с Ю и из-за Урала племён во 2-й пол. 1-го тыс. в бассейне нижнего и среднего течения р. Вятка оформилась древнеудмурт. этноязыковая общность. В рус. летописях У. известны с 14 в. Южная группа У., находившаяся в составе Волж. Болгарии, частично ассимилирована болгарами. В 15–16 вв. У. оказались в составе Казанского ханства, на Арской стороне (земли к СВ от г. Казань, южная Удмуртия) они взаимодействовали с арскими чувашами.
Этническая культура чувашей и У. имеют общие черты, проявляющиеся как в материал., так и духовной сферах. Связи прослеживаются между музыкально-диалектическими пластами чуваш. (низовые) и удмурт. (южные) народ. музыки, северных У. и средненизовых чувашей. Сходства с чуваш. имеются в комплексе костюма. Удмурт. жен. рубаха, как и чуваш., относится к туникообразному типу. Удмурт. девушки, как и чуваш., носили белые рубахи с ромбовидным узором на груди. Совпадают особенности композиции форм и орнаментации частей костюмов (в ряде случаев созвучны и термины): удмурт. колтормач – чуваш. хултăрмач, удмурт. шабур – чуваш. шупµр, налобные повязки У. йыр кертэт – масмак низовых чувашей, головные повязки У. – сурпан низовых чувашей, удмурт. жен. пояса зар – набедренники яркăч у чувашей. Вышивки на нагрудниках кабачи созвучны чуваш. узорам. Этнокультур. параллели обнаруживаются в земледельческой обрядности (ака пăтти – ака яшка), традиционных верованиях (в частности, почитание киремети), строительной технике, украшениях воротных столбов и т.п.
Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Климов К.М. Удмуртское народное искусство. Ижевск, 1989; Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина удмуртов. Ижевск, 1994; Волкова Л.А. Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). Ижевск, 2003; Кондратьев М.Г. О чувашско-удмуртских этномузыкальных параллелях // Этническая культура чувашей (Вопросы генезиса и эволюции). Ч., 1990.