ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ [от лат. agglomerare – присоединять, накапливать] – компактная пространственная группировка поселений, глав. обр. городских, объединённых многообразными интенсивными связями в сложную многокомпонентную динамич. систему. Выделяются моноцентрич. Г.а. с одним городом-ядром и полицентрич. Г.а., имеющие несколько взаимосвязан. городов-центров.
Возникновение агломерации – качественный сдвиг в городском расселении Чуваш. Респ., связанный с процессами концентрации населения, разнообразных промышлен. производств, объектов инфраструктуры, транспорта и др. объектов хозяйства в Чебоксарах и прилегающих районах, а также с нарастанием числа ближних связей в пределах рассматриваемой территории.
Чебоксарская Г.а. – моноцентрич., её формирование происходило «от города». Ядро агломерации – Чебоксары. В 1960 возникает новопромышлен. район в 15 км к В от Чебоксар, впоследствии получивший статус города-спутника и переименован. в Новочебоксарск. Изначально городское образование Чебоксары–Новочебоксарск имело нек-рые общие элементы городской инфраструктуры. Позднее в населён. пунктах, прилегающих к столице, начали действовать филиалы чебоксарских предприятий, среди них в Цивильске (Лентоткацкая фабрика – филиал Чебоксарского ХБК), Мариинском Посаде (цех Чебоксарского завода безалкогольных напитков и филиал завода «Чувашкабель»), в селе Ишлеи (завод высоковольтной аппаратуры), в посёлке Кугеси (цех Лентоткацкой фабрики). Т.о., в 1980-е гг. последовательно сформировалась спутниковая зона агломерации, отличающаяся интенсивностью разнообразных связей между Чебоксарами и расположенными вблизи населён. пунктами, а также промышленно-аграрной специализацией. В те годы развитие агломерации определялось её положением на Волге. По реке осуществлялись дальние и ближние связи, определявшие успешное формирование восточ. направления Г.а.: Чебоксары – Мариинский Посад. Кроме речного транспорта, с регионами страны агломерацию связывают железнодорож. и автомобильный. По её территории проходит несколько газопроводных ниток. На современ. этапе ведущая роль во внеш. и внутрен. сообщениях принадлежит автомобильному транспорту. Именно автомагистрали определяют направление дальнейшего развития Чебоксарской Г.а. Среди них автодороги «Волга», «Вятка». Транзитное положение служит выгодным фактором социально-экономич. развития агломерации и республики.
В пределах двухчасовой транспортной доступности (границы чебоксарской Г.а.), помимо Чебоксар и Новочебоксарска, имеются малый город Цивильск, посёлок городского типа Кугеси и ок. 250 сел. поселений (Мариинско-Посад., Цивил., Чебоксар. р-нов). Агломерация асимметричная, все городские поселения сосредоточены на правобережье Волги к В и ЮВ от ядра. Запад. часть агломерации, включая лесное Заволжье, выполняет в основном сельскохозяйствен. и рекреацион. функции, там размещены предприятия АПК, санатории, профилактории, базы отдыха, детские лагеря.
За последнее десятилетие чебоксарская Г.а. территориально «сжалась». Мариинский Посад значительно сократил долю маятниковых мигрантов и потерял промышлен. связи с Чебоксарами, т. к. этот город наиболее удалён от ядра. Тенденция сокращения промышлен. производств наблюдается и в др. поселениях, так, напр., закрылась Лентоткацкая фабрика – филиал Чебоксар. ХБК в Цивильске. Но Цивильск имеет выгодное транспортно-географич. положение, что сделало стабильными его социальные связи с ядром.
Сохраняется сверхконцентрация промышленности республики в чебоксарской Г.а. Более половины всей промышлен. продукции, обеспечивающей 60% валового регионального продукта, 90% всего объёма формируемой региональной прибыли, дают несколько крупных предприятий машиностроения и металлообработки, химической промышленности и лёгкой промышленности, к-рые размещены в пределах агломерации. Имеются нек-рые функциональные особенности поселений агломерации. Ядро остаётся многофункциональным, что соответствует столичному статусу города. Столица обслуживает население всей республики, поэтому практически все отрасли непроизводственной сферы являются для неё специализирующими и развиваются динамично, особенно образование и культура. Спутниковая зона агломерации выполняет разные функции. В Новочебоксарске промышленность и строительство сохраняют специализирующее значение, но занятость в строительстве в последнее десятилетие снизилась. Одновременно наблюдается рост числа занятых в транспорт. сфере, за вторую половину 1990-х гг. эта отрасль значительно выросла и стала профильной для города. В Цивильске и Кугесях действуют предприятия, ориентированные на производство потребительских товаров пищевой и лёгкой промышленности, а также предприятия агропромышлен. комплекса. Незанятое в городском хозяйстве население работает в личном подсобном хозяйстве или находит работу за пределами поселений. Удельный вес маятниковых мигрантов от общего числа городских жителей спутниковой зоны агломерации равнялся в 2010-х ок. 16%, колебания показателя носят сезонный характер, рост по сравнению с 2000-ми составил 15%. Наиболее активное перемещение людей наблюдается в трёх направлениях: из Новочебоксарска, Кугесь и Цивильска. Самый распространён. вид миграций – учебные и трудовые.
Социальное развитие спутниковой зоны, особенно сел. поселений, значительно отстаёт от ядра. Показатели развития отраслей социальной сферы сопоставимы с ядром и республиканскими, но развитие услуг, торговли и размер инвестиций здесь заметно отстаёт по сравнению с Чебоксарами. Уровень развития сел. поселений спутниковой зоны территориально отличается. Привлекательнее выглядят поселения, расположенные вблизи и вдоль автомагистралей. Перспективным направлением развития агломерации является южное – в сторону Канаша, города республиканского подчинения и третьего по числу жителей. Усиливается значение Цивильска, расположен. в спутниковой зоне агломерации.
Чебоксарская Г.а. относится к числу крупногородских. Численность её населения в 2010 составляла более 740 тыс. чел., из них на долю жителей ядра агломерации приходилось 62,1%.
Автор: З.А. Трифонова.