КАНТАТА (итал. cantata, от лат. cantare – петь) – один из основных жанров вокал. музыки, произведение, исполняемое певцами-солистами и (или) хором в сопровождении инструментов, в большинстве случаев многочастное. От оратории отличается, как правило, меньшими размерами. Подразделяются на духовные (религиоз.) и светские; с сер. 18 в. преобладают светские К. Обычно состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. В западноевропейской музыке К. была популярна в 17–18 вв., вершинное достижение жанра – произведения И.С. Баха. В России К. создавались в 18–19 вв., к этому жанру обращались П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов и др. В советской музыке К. получила развитие как жанр, позволяющий доносить до слушателей общественно значимые темы. Во многих К. советских композиторов осуществляется взаимопроникновение разных жанров, слияние с ораторией, симфонией, музыкой кино. Наиболее известны «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «На поле Куликовом» Ю.А. Шапорина, «Деревянная Русь» Г.В. Свиридова и др. В чуваш. музыке первым к жанру К. обратился В.П. Воробьёв, создав в 1927 песню-кантату «Октябрь çулĕ» (Путь Октября) на стихи Н.Т. Васянки для смешан. хора а капелла, позже И.В. Люблиным было написано фортепианное сопровождение и выполнена инструментовка для симфонич. оркестра (С.И. Габер). В 1930-е гг. появляются К. «Чувашская песнь о соловье» В.М. Кривоносова (1936), «20 лет Чувашии» А.Г. Орлова-Шузьма (1939–40). Подъём хорового творчества в 1950–80-е гг. отразился на развитии жанра К. Большинство К. создано на патриотич. темы на стихи современ. чуваш. поэтов. Среди них – «Песнь славы» В.А. Ходяшева (1950), «Над республикой солнце встаёт» А.В. Асламаса (1960), «Родному народу» Ф.С. Васильева (1960), «Кантата о Ленине» Г.Я. Хирбю (1960), «Песнь о Чувашии» А.А. Петрова (1967), «Иван Яковлев» Т.И. Фандеева (1968). В 1979–80 А.Г. Васильев создал К. «Уяв» (Весенние хороводы) для хора а капелла.
Автор: Л.И. Бушуева.