ЧИРКОВСКАЯ КУЛЬТУРА – археологическая культура бронзового века (рубеж 3–2 тыс. до н.э. – 1-я четверть 2 тыс. до н.э.). Ареал её включает бассейн Волги, Вятки, Ветлуги, Суры (современ. границы Респ. Марий Эл, часть Чуваш. Респ. и Татарстана, Ю Киров. и восточ. часть Нижегород. областей). К Ч.к. относятся более 40 памятников.
Выделена А.Х. Халиковым в нач. 1960-х гг. как «чирковско-сейминская культура», названа по исследованной им в 1957 стоянке у д. Чирки Оршан. р-на Марийской АССР (ныне Респ. Марий Эл). В археологич. литературе утвердился термин «Ч.к.». Характеристика чирков. древностей изложена в работах А.Х. Халикова, Б.С. Соловьёва, В.С. Патрушева и др. Дискуссион. остаются вопросы этнич. принадлежности, дальнейшей судьбы носителей, времени существования, особенно финала культуры. А.Х. Халиков видел в её населении продолжателей финноязычной волосовской культуры, Г.А. Архипов – волж. финнов, наследующих традиции волосовцев и балановцев. В.В. Никитин преобладающим считает мест. энеолитический субстрат; В.П. Третьяков – пришлый баланов., сводя к минимуму значение волосов. компонента; С.В. Большов, отрицая роль баланов. племён в образовании Ч.к., связывает её появление с сейминско-турбинским феноменом. А.Х. Халиков датировал Ч.к. 16–9 вв. до н.э., Б.С. Соловьёв – периодом с кон. 1-й четверти до сер. 2 тыс. до н.э., затем удревнил её.
Ч.к. сформировалась в результате смешения мест. поздневолосов. и пришлого баланов. компонентов при непосредствен. участии отдельных групп проникшего в Сред. Поволжье заурал., западносибир. населения с «валиковой керамикой». Прослежены контакты населения Ч.к. с позднебаланов., сейминско-турбинскими, абашев. коллективами. Б.С. Соловьёв выделил 3 этапа в истории культуры: симбиозный (смешан. волосовско-баланов. комплексы), синкретический (волосовско-балановско-«валиковые»), завершающий (гибридные, собственно чирковские). Для Ч.к. характерны поселения, расположенные на дюнах, на высоких, естественно укреплённых местах. На раннечирков. поселениях изучены соединённые переходами полуземлянки волосов. типа. Позднее сосуществовали углублённые и наземные сооружения. В итоге преобладающи-ми стали наземные бревенчатые жилища. Керамика представлена формами, характерными как для поздневолосов. культуры и балановской культуры, так и гибридными. Керамика завершающего этапа Ч.к. – гибридная: круглодонные горшковидные и чашевидные сосуды, изготовленные из глины с примесью органических остатков, покрытые в верх. половине тулова орнаментом геометрически-зонального характера. Камен. орудия немногочисленны; основная масса кремнёвого инвентаря (скребки, тесла, скобели и др.) аналогичны находкам из поздневолосов. памятников; часть изделий (сверлёные топоры, клиновидные пластинчатые ножи, треугольно-черешковые наконечники стрел) сопоставима с баланов. материалами. Обнаружены следы развитой металлообработки: капли меди, обломки тиглей, орудия (четырёхгранные шилья, заготовка ножа, стержень, пробойник, тонкая пластинка). По определению С.В. Кузьминых, металл выплавлялся из мест. медистых песчаников. Хозяйство базировалось на сочетании присваивающего (охота на лося, бобра, медведя и др., рыболовство, собирательство) и производящего (скотоводство) укладов в условиях лесной зоны. Было развито придомное скотоводство с разведением мелкого и крупного рогатого скота, свиней и лошадей. Следы земледелия на поселениях незначительны. Обнаружены жертвенники со следами культа медведя и лося. Обществен. отношения, вероятно, находились на стадии перехода к патриархальным. В Чуваш. Респ. чирков. древности выявлены на поселениях Заячий городок 1 и 2 у пос. Атрать Алатыр. р-на.
Автор: Н.С. Березина, Е.П. Михайлов.