ОБНОВЛЕНЧЕСТВО – либеральное движение в Русской православной церкви (РПЦ), возникшее в нач. 1920-х гг. как оппозиция её руководству во главе с патриархом Тихоном. Сторонники О. выступали за признание совет. власти и сотрудничество с ней, реорганизацию религиозно-церков. комплекса (повышение статуса священников, усиление выборного начала во всех органах церков. управления, расширение прав мирян в приходе, переход на новый стиль летосчисления и др.). В 1922 создана реформатор. группа «Живая церковь», образовано Высшее церков. управление (ВЦУ). Раскол затронул священников и верующих и Чувашии. Обновленцы к нач. 1923 взяли под свой контроль более половины приходов, действовавших на территории автоном. области. ВЦУ удовлетворило их просьбу об учреждении Чуваш. епархии и переподчинении ей общин Чувашии, входивших в Казан. епархию. В.С. Зайков, священник из чувашей, был посвящён в сан епископа под именем Тимофей, в последующем – в сан архиепископа. Епископом стал и др. активист О. Д.Ф. Филимонов (Даниил). В 1924 небольшая группа священников-обновленцев из чувашей во главе с протоиереем В. Красновым выступила с идеей о создании Чуваш. национал. автокефальной (независимой поместной) церкви. Другая группа предложила образовать Чуваш. митрополию. Но они не получили поддержки со стороны верующих. Политич. переориентация Тихона, заявленная в его обращении к властям об отказе от прежних позиций и в призыве к духовенству и верующим проявить лояльность к совет. власти, способствовала укреплению позиций староцерковников как в стране, так и в Чувашии, восстановлению былой структуры Моск. патриархии. Противодействие О. в Чувашии с нач. 1925 возглавил епископ Герман (Г.А. Кокель). За короткий срок он побывал в большинстве приходов и склонил значител. часть духовенства и церков. актива к осуждению О. К сер. 1925 из 230 православ. приходов 159 относили себя к традиционным, на 1 января 1933 «тихоновскими» считались 215 православ. обществ, 16 – обновленческими. О. постепенно прекратило своё существование, но оно оказало существен. влияние на церков. жизнь, ускорило пересмотр социал. концепции РПЦ, её модернизацию и приспособление к современности.
Автор: Л.А. Таймасов, П.П. Фокин.