Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО ЧУ­ВА­ШЕЙ – искусство возводить здания и сооружения, художественная творческая деятельность чуваш. народа, а также создаваемые и бытующие жилые, хозяйственные и культовые постройки. История Н.з.ч. тесно связана с развитием производител. сил, материал. условиями жизни, этнич. историей, материал. и духовной культурой народа, географич. средой. Архитектурно-композицион. особенности сооружений в прост­ранстве застройки отдельной усадьбы (или усадьбы семейно-родст­вен. группы) и поселения в целом формировались во взаимосвязи с окружающим природ. ландшафтом.

Первоначал. формы зодчества восходят к кочевому и оседлому образам жизни предков чувашей. Есть сведения о бытовании у волж. болгар юрт, полуземлянок, каркасно-глинобит. и срубных домов. Все эти типы жилища, за исключением юрты, бытовали у чувашей в сред. века. Единство и относител. устойчивость хозяйственно-бытового уклада обусловили единообразие и медленную эволюцию планировоч. и объёмных характеристик Н.з.ч. до 18 в. В ходе христианизации чувашей разрушались их традицион. культовые сооружения – один из значительных элементов развития зодчества. Во многом изменили планировку поселений и усадьбы правительствен. меры по перепланировке поселений в кон. 18–19 вв. (см. Деревня, Жилище, Двор, Надворные постройки).

Переломным в развитии Н.з.ч. явился рубеж 19–20 вв., когда появились новые конструктив. типы, изменилась технология строительства, распространились стропильные конструкции, дощатые фронтоны и декоратив. детали (причелины, наличники окон, балясины, подзоры и др.), усложнилась резьба по дереву, были внедрены новые элементы орнамента, древ. мифологич. мотивы с приписываемыми им магич. функциями (солярные символы, знаки оберега, мировое древо и пр.) приобрели декоратив. характер. Срубная изба однокамерная сменилась многокамерной, основными стали типы жилищ: изба+сени и изба+сени+клеть, строились новые типы домов – круглый (большой четырёхстенок), пятистенок, камен. дом. Проявилось взаимовлияние деревян. и камен. архитектур. В лесостеп. зоне возводились также дома из самана, реже природ. камня.

У всех этнографич. и этнотерриториал. групп чувашей в кон. 19 – нач. 20 вв. доминировали общие черты типов жилищ и надвор. построек. Сходными были используемые материалы и тех­нология строительства (форма срубов, форма и покрытие крыши и т.д.), планировка помещений, связь дома с двором. Специфические особенности Н.з.ч. связаны с географич. положением, влиянием зодчества соседних народов – горных марийцев, русских, татар, мордвы, башкир.

До сер. 19 в. глав. внимание, как и у др. народов Поволжья, уделялось украшению ворот. Основными видами резьбы были плосковыемчатая трёхгранная и глухая с преобладанием мотивов розетки и её сегментов, меньшее применение находили прорезь и городчатая резьба. В нач. 20 в. новые формы архитектур. отделки успешно развивались в юго-восточ. (низовых) районах Чувашии. Верховые чуваши использовали сочетание плоской и пропильной резьбы, их украшения отличались филигранностью. В восточ. районах появились дома с украшением кровель скульптур. коньками. Частое применение орнаментал. резьбы на широких карнизах, фронтоне, наличниках, ворот. столбах и полотнищах способствовало дальнейшему развитию этого искусства. Редко встречалась в чуваш. деревнях скульптур. обработка элементов фронтона крыши. Особенностью декоратив. оформления дома стала полихромность раскраски. Прогрессив. изменения в развитии Н.з.ч. отразились в фольклоре, в к-ром воспевались белые избы, наличие резного декора, парад. крыльца, палисадника, окраска дома.

Во 2-й пол. 20 в. и особенно на рубеже 20–21 вв. развитие Н.з.ч. ускорилось, старые формы сменились новыми культур. комплексами со своеобраз. переплетением традицион. черт с новыми ар­хитектурно-строител. конструкциями. В 1980-е гг. наметилась тенденция к постройке жилых и хозяйствен. помещений под одной крышей, с 1990-х гг. она переросла в строительство коттеджей. Малые архитектур. формы (ворота, летний домик, парад. крыльцо) получили новые объёмно-планировоч. решения, появились мансарда, балкон. Постепенно нивелируются особенности этнографич. и природ. зон, исчезают черты этнич. самобытности жилища. Усиливается индивидуал. изобретательность, вырабатываются более рационал. приёмы работы. Используются различ. средст­ва декора: пропил. и долблёная резьба, просечное железо, мозаич. обшивка стен тёсом, фигур. кладка и штукатурка, ре­же – лепнина и резьба по сырой штукатурке, роспись, раскраска. Мотивы орнамента резьбы – геометрич., растител., зооморфные и антропоморфные, как и в вышивке, имеют преемственность. S-образный мотив лежит в основе многих композиций, создаваемых чуваш. мастерами. В нач. 21 в. архитектур. творчество развернулось в сторону использования нетрадицион. для Н.з.ч. строител. материалов и конструкций, систем инженер. оборудования.

Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Матвеев Г.Б. Чувашское народное зодчество. Ч., 2005.
Иллюстрации
Деревянный дом. д. Нижнее Тимерчеево. Комсомольский район. Фото 2009.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство