КАПАНЦЫ – отдельная этнографич. группа на территории Северо-Восточ. Болгарии. К. сохранили культурно-бытовые архаизмы и ряд праболгар. черт, считаются прямыми наследниками Аспаруховых болгар.
Группы староболгар. населения были объектом науч. интересов уже в первые десятилетия после освобождения от османского ига. Историко-демографич. проблемам региона посвящены исследования М. Дринова «Историческо осветление върху статистиката на народностите в източната част на Българското княжество» (1884), К. Иречека «Етнографически променения в България от основаването на Княжеството» (1891), Л. Динева «Преселнически движения в Дунавска България от началото 19 век до днес» (1947), Р. Стойкова «Селиш и демографски облик на Североизточна България и Южна Добруджа през втората половина на 16 век» (1964) и др. Конкрет. этнографич. данные о К. впервые научно систематизировал Л. Милетич в труде «Старото българско население в Североизточна България» (1902); самостоятельность капан. говора охарактеризована Хр. Холиолчевым в разделе «Населението на Североизточна България» (1966) в томе 2 издания «Български диалектен атлас». Важные дополнения к характеристике народ. культуры сделаны Н. Кауфманом публикацией народ. песен и частичным исследованием фольклорных традиций. Наиболее полно фольклорный материал представлен в сборнике Ив. Коева «Капански народни песни» (1958) и сборнике «Народни песни от Североизточна България» (т. 2. София, 1962).
Материал. и духовная культура этой группы населения широко освещены в многочислен. науч. трудах Ив. Коева, уроженца этих мест, его стараниями в родном селе Топчии создан Капанский этнографический музей. Оригинал. быт и культура сближают К. с чувашами – потомками волж. болгар.
Автор: В.А. Прохорова.
Лит.: Коев И. Символичнаето значение на кръстовидната пазва у чувашите и капанците. София, 1946; Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Ч., 1969.