АТОНАЛЬНОСТЬ (от греч. а – отрицательная частица и tonos – повышение голоса, тон) – термин, применяемый в музыкально-теоретической науке для характеристики звуковысотной организации нек-рых направлений музыки 20 в. Понятие А. появляется в нач. 20 в. в связи с творчеством композиторов нововенской школы (Шенберг, Берг, Веберн). Основ. свойством атональной музыки является отказ от тоники (устойчивого центра в тональной системе) и, как следствие, отсутствие тяготения и функционал. взаимосвязей между аккордами и др. элементами системы. В отечествен. музыкознании рубежа 20– 21 вв. А. понимается как «новая тональность» – гармоническая система, обусловленная исторически сложившейся практикой свободного применения диссонанса. В чуваш. профессионал. музыке А. находит применение в творчестве ряда композиторов 2-й пол. 20 в. Отдельные образцы А. встречаются в инструментал. сочинениях М.А. Алексеева («48 полифонических образов»), А.Г. Васильева (11 пьес для фортепиано), Н.Н. Казакова (Соната для скрипки соло, Соната для фортепиано) и др.
Автор: С.В. Ильина.