Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СĂРНАЙ [сърнай] (от перс. сур – пир, свадьба, най – флейта) – старинный чувашский духовой язычковый музыкальный инструмент народный, одна из двух разновидностей (наряду с шă­пăр) волынки. В сер. 19 в., по данным С.М. Михайлова, С. сохранился только у низовых чувашей. В печати отмечено также первое появление исполнителя на С. в Чебоксарах (1929).

С. изготавливается из козьей, свиной, телячьей или жеребячьей кожи, в длину достигает 180 см. Имеет отверстия, в к-рые вставляются деревян. трубки: боковая – для вдувания воздуха, 2 бурдонные, мелодическая с 6 игровыми от­верстиями сверху и седьмым – для подстройки – на противополож. стороне. Бурдонные и мелодическая трубки имеют пищики из тростника или гусиного пера. Инструмент трёхголосный. Звукоряды С. не регламентированы, напр., в 1933 у инструментов, изготовленных одним и тем же мастером, зафиксированы строи:

c2 - des2 - es2 - f2 - g2 - a2 - c3 - d3

d2 - e2 - fis2 - g2 - a2 - h2 - c3

d2 - e2 - f2 - g2 - a2 - c3 - e3

На С. исполнялись преимущественно плясовые наигрыши – сольно и ансамблями. Играли мужчины сидя, громко отбивая ритм одной или обеими ногами.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: [Никитин-]Юрки И.Д. Сăрнай // Сунтал. 1931. 2№; Кривоносов В. М. Краткое описание чувашских музыкальных инструментов и заметки об инструментальной музыке чувашей // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М., 1986; Чернов В.С. Чувашские народные музыкальные инструменты: Книга-альбом. Ч., 2008.
Иллюстрации
Исплнитель на народном музыкальном инструменте сă­рнай Никифор Фёдоров. 1929.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство