«ШЫВАРМАНЬ» (Водяная мельница) – опера Ф.С. Васильева в 3 действиях, 5 картинах с прологом и интермедией по одноимённой поэме А.Е. Алги. Написана в 1957. Либретто А.Е. Алги. Сюжет разворачивается в чуваш. деревне накануне революции 1905. Основу музыкал. языка составляют народно-песен. интонации. Музыкал. действие основано на противопоставлении и взаимодействии разнообраз. драматургич. и образных пластов; один из важнейших – образ народа, воплощённый в хоровых сценах различ. эмоционал. направленности. Музыкально-тематич. ядром в развитии образа народа стал хор из пролога «Ĕнтĕ вăрман кашлать» (Шумят леса), мелодия к-рого на протяжении всей оперы подвергается жанровому, интонационно-ритмическому и фактурному преобразованию. Портрет. характеристики действующих лиц ярко индивидуализированы. Для воплощения противополож. образных линий композитором разделены средства музыкал. выразительности: для обрисовки положител. персонажей (Сарби, Атнер, Палля) выбраны в основном ариозно-песен. стиль и определённые вокал. формы – ария, ариозо, песня, монолог; отрицател. персонажи (Арлан, Чагак) наделены речитативными и острыми декламацион. интонациями (особенно партия Арлана). Наиболее рельефно в опере воплощён образ глав. героини оперы – Сарби. В лирико-драматич. развитии её партии автор использовал лейтмотивный принцип, обогатил песен. начало декламацион. элементами (монолог Сарби).
«Ш.» ставилась несколько раз. Премьера состоялась 22 мая 1960 на сцене Чуваш. музыкально-драматич. театра (режиссёр Б.С. Марков, дирижёр Л.О. Волынский, художник П.Д. Дмитриев, хормейстеры Е.Т. Волкова, Ф.С. Васильев, балетмейстер В.Ф. Богданов). Первыми исполнителями глав. партий были Р.Н. Ахметбекова (Сарби), М.И. Денисов (Атнер), В.И. Елфимов (Арлан), Т.И. Чумакова (Чегесь), Т.Ф. Соколова (Чагак), А.А. Александров (Садай), И.Н. Охливанкин (Палля).
В 1980-х гг. опера «Ш.» ставилась в Чуваш. государствен. музыкал. театре (ныне Чуваш. государствен. театр оперы и балета) на основе выполненной композитором в 1974 новой музыкал. редакции, к-рая не предполагала существен. изменений в общей концепции и трактовке музыкально-сценич. образов. Постановку 4 апреля 1981 осуществили режиссёр А.Г. Васильев, дирижёр Г.С. Максимов, хормейстеры А.А. Фишер и Ю.А. Дмитриева, балетмейстер Н.Н. Никифоров. Партии исполняли А.В. Зинкина (Сарби), Ю.А. Прокопьев (Атнер), А.В. Ковалёв (Арлан), З.З. Андреева (Чегесь), Т.Ф. Соколова (Чагак), Ю.А. Гордеев (Палля). Премьерой 12 декабря 1987 представлена постановка режиссёра И.А. Дмитриева. Дирижёром выступил Ш.К. Мегрелишвили, хормейстером А.А. Фишер, балетмейстером Н.Н. Никифоров, художником С.К. Кошкин, исполнителями партий – З.Н. Прокопьева (Сарби), Ю.А. Прокопьев (Атнер), А.В. Ковалёв (Арлан), З.З. Андреева (Чегесь), М.Е. Мурзакова (Чагак), С.А. Иванов (Палля).
23 ноября 2010 в рамках 20-го оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова состоялась премьера 4-й постановки «Ш.», в режиссёр. концепции к-рой внимание акцентировано на воплощении народ. обрядовости и лирико-психологич. драмы героев, социально-политич. аспект ушёл на второй план. Опера поставлена в 2 актах, режиссёр М.Ю. Жучин, дирижёр О.С. Нестерова, художник В.В. Фёдоров, балетмейстеры Е.Г. Лемешевская, Г.Ф. Никифорова, хормейстер А.А. Фишер, исполнители Т.В. Прытченкова (Сарби), Н.Н. Иванов (Атнер), К.Г. Москалёв (Арлан), Л. Васюхина (Чегесь), М.Н. Финогенова (Чагак), И.В. Снигирёв (Палля).
Автор: С.В. Ильина.
Лит.: Марков Б.С. Мой театр: Записки режиссёра Чувашского музыкального театра. Ч., 1994; Евсеева И.С. Чувашский государственный театр оперы и балета. Ч., 2010.