ВЫГОН СТАДА, кĕтÿ кăларни – обряд, связанный с началом весеннего выпаса скотины. В.с. чуваши обставляют ритуал. действиями и магическими приёмами, направлен. на обеспечение благополучия и плодовитости животных в течение стадного периода. После найма пастухов проводили общесел. моление кĕтÿ ум пăтти (букв. каша накануне В.с.) с участием хозяев скота и женщин старшего возраста. Вскладчину варили пиво, на берегу реки разводили костёр и готовили кашу, отваривали яйца. Одна из пожилых женщин молилась, затем трапезничали. Чтобы скот был тучным и плодовитым, яйца катали по земле. Местами обряд бытует поныне, один из участников читает соответствующую православ. молитву.
Нежелательными для В.с. (как и для начала дела вообще) считаются среда и пятница, об остальных днях имеются расхождения. Утром хозяйка варит яйца, отрезает горбушку хлеба [в прошлом с заговором три раза обводила вокруг крюка очага (верховые и средненизовые) или над котлом (низовые), мазала от сглаза сажей], солит и скармливает животным. Перед выгоном со двора окропляет скот заговорённой (некрещёные) или освящённой в храме водой. Православные держат освящённый пучок вербы, некрещёные и нек-рые из христиан – свежесрезан. ветку вербовых: обилие плотных или набухающих почек призвано обеспечить плодовитость и сытость скота. Первой в селении выводит свою скотину женщина с ровным характером, с «лёгкой рукой». В это утро разговаривают вполголоса, не делают резких движений. Для пастухов и для себя хозяйки несут яйца, хлеб. Пастух по солнцу обходит собравшееся стадо. Женщины сопровождают коров до начала выпаса, катают яйца, садятся и едят их, скорлупу складывают в одну кучку. Возвращаются той же дорогой и идут прямо домой, никуда не заходя. Ветки втыкают в хлев, пучок вербы ставят в божницу.
Автор: П.П. Фокин.