Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЗОРОАСТРИЗМ – религия, имевшая распространение в древнем и средневековом мире на территориях современного Ирана, Афганистана, Азербайджана, Таджикистана, Армении, среди племён и народов Малой и Средней Азии, Причерноморья, Южной Сибири, ряда стран Ближнего и Среднего Востока. Сохранилась в Иране и Индии, последователи живут в Пакистане, на Цейлоне (Шри-Ланка), в Австралии, Великобритании, США, Канаде, Гонконге и Сингапуре. Название произошло от имени пророка – реформатора Заратуштры (Зороастр, Зардушт, Зардуст; предположительные даты жизни: кон. 7 – 1-я пол. 6 вв. до н.э.). З. оказал влияние на развитие иудаизма, христианства, ислама и север. ветви буддизма. Священный свод – Авеста. Учение З. основано на представлениях о существовании в развитии мира, природы и человечества трёх этапов: Творения (ранний), Смешения (современный) и Разделения (конец нынешнего мира). Его основная черта – борьба двух противополож. сил – Добра и Зла, являющаяся содержанием всего мирового процесса; в итоге Зло окажется побеждённым и в мире воцарит вечное блаженство. Особое значение придаётся законам праведности, истины, чистоты и святости, поклонению огню и звёздному небо­своду.

В традиционных религиозных верованиях чувашей прослеживаются принципы зороастрийского учения. Одним из глав. постулатов в них, как и в Авесте, является наличие дуализма и цик­личности в развитии мира: мировой процесс разделён на 3 этапа – Пултарни (Тво­ре­ние), Пĕрлештерни, или Хутăштарни (Смешение), Ахăр вă­хă­чĕ, или Ахăр самани (Время Ахăр, см. Ахăр самана). Душа сотворена раньше самого человека и до соединения с телом летает на Небе, ею управляют звёзды, среди к-рых главенствующую роль выполняет Уша. После очищения от Зла души мёртвых вновь находят свои тела. Высшее очищение как у чувашей, так и у древних иранцев выражается в горении чёрного слоя земли вплоть до красной глины. В содержании чуваш. текстов молений отражены авестийские формулы, изречения, принципы стихо­сложения, названия богов и духов. Чуваш. понятие Аша и связанные с ним слова и выражения соотносятся с зороастрийским Аша – одним из главных направлений учения Зороастра. Авестийское учение о Мире с небосводом как о самом священном храме для жерт­воприношений отражается в традиции проведения больших молений на открытом пространстве, под сводом Неба. Мост Шинави (Синави), через к-рый чуваши проносят скульптуру юпа, исконно восходит к авестийскому мосту-разлучителю Чингвад. Разделение богов по разрядам, распределение обязанностей между ними исходя из принципов дуализма также имеет параллели в зороастрийском учении. Всевышний бог Турă восходит к древнеиран. богу Тора , боги и божества (Ама, Аçа, Ана, Пÿлĕх, Аша, Ахăр, Ас, Пи­хам­пар и мн. др.) и духи (Асат, Ас, Аçтаха, Асар-писер, Арăш-пи­рĕш и мн. др.) к авестийскому пан­теону.

Автор: А.А. Трофимов.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство