Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Кривоносов Владимир Михайлович
Дата рождения: 4.10.1904
Дата смерти: 4.10.1941
Место рождения: Москва
Звания и награды: Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР.

КРИВОНОСОВ Владимир Михайлович (4.10.1904, Москва – 4.10.1941, Ельня, в бою) – педагог, композитор, исследователь народной музыки. Участник Вел. Отечеств. войны (1941). Окончил Моск. консерваторию (1930, класс теории музыки и композиции Г.Э. Конюса и Р.М. Глиэра, класс скрипки  К.Г. Мос­траса), там же аспирантуру (1939). С 1930 по 1936  работал в Чуваш. АССР, руководил композитор. отделением музыкал. техникума, вёл музыкально-теоретич. предметы и класс скрипки. В 1935–36 – зав. учеб. частью. В 1938–41 – в Моск. консерватории науч. сотрудник кабинета по изучению творчества народов СССР.

К. сыграл большую роль в становлении чуваш. профессионал. музыки. Среди его учеников Г.Я. Хирбю, Ф.М. Лукин, Г.В. Воробьёв,  Г.С. Лебедев, А.Г. Ор­лов-Шузьм. Создатель первой в чуваш. искусстве кантаты [«Аслă Октябрь саманĕ» (Эпоха Октября), 1932]; первой национал. музыкал. комедии [«Хаваслăх» (Радость), либретто А.Я. Каттая, 1935]. Комедия отличается использованием многообраз. вокал. форм – песни, арии, ансамбля, речитатива, ей присущи элементы сквозной драматургии, важное значение имеют инструментал. эпизоды. Музыкал. ткань произведения пронизана  фольклор. элементами.

Значителен вклад К. в чуваш. инструментал. музыку. Им написаны  обработки чуваш. народ. песен для трио и квартета разных составов, Поэма и Скерцо для скрипки и фортепиано, Прелюдия и Вариации для фортепиано на чуваш. темы, ряд произведений для симфонич. оркестра, музыка к драме П.Н. Осипова «Айдар» и др. Большое место в его наследии занимают произведения вокальных сольных и хоровых жанров. Наряду с первыми чуваш. композиторами К. решал задачу соединения пентатон. мелодизма с гармоническим многоголосием, обогащая гомофонно-гармоническую фактуру приёмами полифонии. Композитору во многом удалось достичь органичного синтеза классич. музыкально-выразител. средств и традицион. монодии (одноголосья). Лучшие его произведения стали неотъемлемой частью чуваш. музыкал. культуры.

В 1933 в ходе экспедиций в районы Чуваш. АССР записал более 100 чуваш. народ. песен. В 1936 в соавторстве с И.В. Люблиным и С.М. Максимовым написал монографию «Песенное творчество чувашского народа» (не издана), в приложении представлено 450 примеров мелодий и текстов. Написал исследование «Краткое описание народных музыкальных инструментов и заметки об инструментальной музыке чуваш, населяющих Чувашскую АССР» (1939, опубликовано в 1986), наиболее полное в этой области.

Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР (1935).

Автор: С.И. Фёдорова.
Лит.: Музыкальное образование в культуре Чувашии. Посвящается В.М. Кривоносову. Ч., 2007.
Иллюстрации
В.М. Кривоносов.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство