ЖИВОТНОВОДСТВА БОЖЕСТВА И ДУХИ – по традицион. представлениям чувашей обеспечивали благополучие домашнего скота; в их честь периодически совершали моления с жертвоприношениями. Нек-рые обряды проводились всем селением, но большая часть – отдельной семьёй с приглашением родни. По чуваш. мифологии, животные и птицы являются творениями верховного бога Турă (животных он наделил даром «видеть насквозь», т.е., в отличие от человека, узреть злых духов), отдельные – Шуйттана. Так, Турµ сотворил корову, а подражавший ему Шуйттан вылепил козу. В молитвах просили у Турµ ниспослать семье и скоту благополучие, у Пÿлĕхçĕ – изобилия, у Пихампара – покровительства и уберечь скот от диких зверей. Чуваши считали, что божество Выльµх-ч‡рл‡х ®уратан турµ порождает живность, старший дух скотного двора Карта йыш заботится о животных, ему помогают служители – духи Карта тивлеч‡ (благополучия хлева), Карта ник‡с‡ (основы двора), Карта сыхчи (оберегающий скотный двор). Полагали, что благополучие живности обеспечивает Карта перекеч‡ (берегиня), а у двора в целом (или даже у каждого хлева) имелся хозяин Карта ийи. По представлениям чувашей, животным покровительствовали также жилища божества и духи – Хĕрт-сурт, Кил ®‡лен‡, Пирĕшти. Считалось, что у каждой масти коров имелся свой дух-покровитель, хозяйки молились ему перед первым весенним выгоном стада, но чаще обращались к Х‡рл‡ ‡не турри – божеству (духу) коров рыжей масти.
С христианизацией чуваши стали обращаться к Георгию Победоносцу и др. православным святым – покровителям домашнего скота.
Автор: П.П. Фокин
Лит.: Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881