МĂНКУН [мънгун] (букв. «великий день»), мункун – праздник встречи нового года по древнечувашскому календарю, отмечали в течение недели, начиная со среды после весеннего равноденствия. Готовясь к нему, варили пиво, мыли избы, белили печи, проводили уборку во дворе и на улице. Вечером накануне М. топили баню. Ночью на восточ. холме селения парни и подростки разжигали костры. Утром надевали празднич. одежду, предпочтительно обнову. Мальчики шли на восточ. окраину встречать восход солнца. Женщины готовили обрядовую пищу: омлет, курятину, чăкăт, блины, йăва, другую выпечку, красили яйца. В нек-рых местностях для празднич. стола готовили жареного «великоденского гуся» – М. хурĕ. Дети навещали родственников. Пришедших в дом первыми усаживали на подушку; считалось, что от первого гостя зависит пол приплода скота, поэтому мальчикам и девочкам полагалось ходить вместе. Их угощали яйцами, сладостями, орехами, колобками. К полудню родня собиралась в семье, старшей в семейно-родствен. группе. Трапеза начиналась с молитвы. Хозяин благодарил за прошедший год, просил благополучия в новом, поминал покойников. При этом, по нек-рым источникам, одного мужчину усаживали на подушку (его называли «старым стогом»: он символизировал грядущий богатый урожай), другому вручали поднос с жареным гусем. После молитвы он разделывал гуся, сначала на семь частей, затем – на более мелкие, не ломая костей. В следующие дни поочерёдно гостили у родственников.
Дети днём играли на улице, катались на специально сооружён. больших качелях. Вечерами гуляла молодёжь, в ранние вёсны она устраивала хороводы. С принятием христианства чуваши стали отмечать православную Пасху, называя её «М.» и перенеся на её дни многие обряды. Некрещёные время проведения традиционного М. соотносят с Пасхой, начинают с предпасхал. четверга.
Автор: П.П. Фокин.
Лит.: Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. Ч., 2000.