КĂШАРНИ [къжарни] – праздник новогоднего цикла, приуроченный к зимнему солнцевороту (букв. перевод с тюрк. языков – зимняя неделя), называется также кĕрешенкке. Бытовал у верховых и средненизовых чувашей, продолжался неделю. После христианизации чуваши начали проводить его накануне Крещения Господня. Многие сюжеты общедеревен. и семейно-родствен. содержания постепенно утратились. К сер. 19 в. превратился в молодёж. праздник хĕр сăри (букв. девичий пир). Для проведения К. девушки каждого околотка вскладчину снимали дом (за это они отрабатывали хозяевам во время жатвы, организуя помочи), нанимали музыканта, собирали солод, хмель, муку и др., варили пиво, готовили пироги и др. выпечку. Вечером сначала приходили пожилые односельчане. Девушки угощали их, пели обрядовые песни, плясали, демонстрируя гостеприимство. Поблагодарив и пожелав весело провести время, старшие уходили, вечер с угощениями и увеселениями продолжался. Обычай визита старших в 1930-х гг. исчез. Парни с гармонистом обходили празднич. дома, в 1950-х гг. в ряде селений до их прибытия к веселью не приступали. На другой день группы девушек гостили друг у друга. Девичий пир продолжался 2–3 дня.
Всю неделю вечерами по деревне ходили ряженые çветке – парни и подростки, изгоняя, по языческим представлениям, злых духов. Они заходили в дома, где разыгрывали бытовые комические сценки. По народ. представлениям, тот, кто в первый день К. раньше всех односельчан отведает воду из родника или проруби, станет мудрым, получит дар предсказывания. В ночи К. в избах, банях, на гумне, в поле молодёжь гадала о женитьбе и замужестве, будущей супружеской жизни, семейном достатке. По состоянию погоды недели К. делались прогнозы на весну. В 1970-х гг. К. перестали проводить; в отдельных селениях бытует святоч. ряжение.
Автор: П.П. Фокин.