Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Фёдоров Ревель Фёдорович
Дата рождения: 29.12.1929
Место рождения: д. Большие Чаки Урмар. р-на
Звания и награды: Заслуженный художник Чуваш. АССР, заслуженный художник РСФСР, народный художник РСФСР. Награждён Золотой медалью Росс. академии художеств, медалью ордена «За заслуги перед Отече­ством» 2-й степ., орденом «За за­слуги перед Чувашской Республикой».

ФЁДОРОВ Ревель Фёдорович (р. 29.12.1929, д. Большие Чаки Урмар. р-на) – живописец, график, монументалист, организатор в области изобразительного искусства, член Союза художников СССР (1967); профессор (1994); действител. член (2009), член президиума (2011) Росс. академии художеств. Окончил Чебоксар. художествен. учи­лище (1955), факультет станковой графики Харьков. художествен. института (1963). Служил в Совет. Армии (1950–53). Работал преподавателем изобразител. искусства и черчения сред. школы №22 г. Калининград (1955–57), стар. художествен. редактором Чуваш. книж. издательства (1963–64). В 1964–2009 преподавал в Чуваш. государствен. педагогич. институте (с 1998 университет): доцент (с 1980), зав. кафедрой теории и истории искусств (1969–73), живописи (1989–2003). Председатель правления Союза художников Чувашии (1981–87, с 1991); член (1972–77), секретарь (1987–91) правления Союза художников РСФСР; член правления Союза художников СССР (1982–87); секретарь правления Союза художников России (1993–2010).

В ранних графич. произведениях Ф. прослеживается нек-рое влияние сурового стиля, в них воплощена героика трудовых будней. Крупным явлением стало полотно «Сеспель» (1968). Это одна из первых сложных многоплановых картин, в к-рой автор использовал символ, метафоричность, иносказание, создал синтез жанров портрета и пейзажа. Творчество Ф. тесно связано с жизнью. Освоению космич. пространства посвящены произведения «Праздник в Шоршелах» (1974), «Икар ХХ века» (1974), строительству Чебоксар. ГЭС, Чебоксар. завода промышлен. тракторов, газопровода Уренгой–Уж­город – «Смена. На тракторострой», «Трасса», «Интервью на трассе» (1982) и др. Большое внимание уделял теме сел. труженика, к-рая с особой силой проявилась в картине «Фреска о хлебе» (1985). Опорой её образного строя служит синтез средств портрета, пейзажа и изображения неживой натуры. Харак­теры людей и их внутрен. мир разнообразны. Колорит произведения сдер­жанный, напоминает фресковую живопись. В кон. 1980-х гг. художник нередко обращался к образам выдающихся лич­ностей из чуваш. народа – творцам музыки, литературы классической поэ­зии [«Портрет композитора Г. Хирбю» (1985), полотно «Созерцание. К.В. Иванов и Нарспи» (1987), триптих о Сеспеле «Сеспель. Жизнь моя, за какими холмами…» (1989) и др.].

В произведениях кон. 20 – нач. 21 вв. Ф. предстаёт как художник-гражданин, художник-мыслитель. В 1998 созданы «Каиновы качели» – полотно, отражающее человеч. трагедию. В нач. 21 в. в его творчестве появляется новая палитра, заметней становится свежесть красок, иная пластич. структура, что присуще станковым картинам, портретам, пейзажам, натюрмортам. Пластич. свобода особенно отчётливо проявилась в произведениях «Ева» (2001), «Унесённые ветром. Сильби» и «Перекрёсток» из цикла «Вехи России как живые раны России» (2005). Новая система живописи Ф. нашла себя в многофигурной картине «Антигона» (2003). Сложный сюжетно-образный язык, графичность живописи, композиция, наполненная знаковостью, усиливают драматизм образов. В картине «Приход кентавра на свадьбу» (2008) Ф. выразил своё отношение к сложным и противоречивым историч. событиям рубежа веков. Поиски художника связаны с осмысле­нием судьбы народа, художествен. синтезом национального с вечными мировыми ценностями, канонами древнерус. живописи, антично-греческой мифологией, эпохой Ренессанса.

Ф. – постоянный участник республикан., межрегионал., всеросс., международ. художест­вен. выставок. Произведения хранятся в музеях, галереях, частных собраниях Чувашии, России, стран Европы и Америки. Отец А.Р. Фёдорова.

Заслуженный художник Чуваш. АССР (1975), заслуженный художник РСФСР (1980), народный художник РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии Чуваш. АССР им. К.В. Иванова (1986), Государственной премии Чуваш. Респ. в области литературы и искусства (2003). Награждён Золотой медалью Росс. академии художеств, медалью ордена «За заслуги перед Отече­ством» 2-й степ., орденом «За за­слуги перед Чувашской Республикой».

Автор: А.А. Трофимов.
Лит.: Народный художник России Ревель Фёдоров. Ч., 2011.
Иллюстрации
Р.Ф. Фёдоров.
Р.Ф. Фёдоров. «Приход кентавра на свадьбу». 2008.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство