Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Кленовский Николай Семёнович
Дата рождения: 1853 (или 1857)
Дата смерти: 23.6.1915 (или 6.12.1915)
Место рождения: г. Одесса

КЛЕНОВ­СКИЙ Николай Семёнович [1853 (по др. источникам 1857), г. Одесса – 23.6.1915, Москва (по др. источникам 6.12.1915, Петроград)] – русский  композитор и дирижёр. Окончил Моск. консерва­торию по теории композиции и скрипке (1879). С 1879 работал дирижёром провинциал. оперных антреприз, в 1883–93 – Император. оперы (Большого театра) в Москве, в 1893–1902 руководил симфонич. концертами в г. Тифлис и возглавлял мест. отделение Рус. музыкал. общества, в 1902–06 – в Придвор. певческой капелле в С.-Петербурге. Автор 3 балетов, симфонич. картины «Миражи», 4 кантат, музыки к драматич. спектаклям. Участвовал в собира­нии и обработке рус. народ. песен, вошед­ших в 1-й выпуск сборника Ю.Н. Мельгунова «Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные» (1879). В годы пребывания в Тифлисе собирал и изучал грузин. фольклор. 11 марта 1893 по его инициативе в Москве в зале Дворян. собрания состоялся первый музыкально-этнографич. концерт Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Для концерта К. отобрал и обработал для голоса с симфонич. оркестром песни 11 народностей, в т. ч. чуваш. мелодию, к-рую исполнила артистка Император. оперы Д.И. Лазарева. Все сочинения опубликованы отдел. сборником «Эт­нографический концерт» (1894). Для  чуваш. обработки композитор использовал напев свадеб. песни «Туй юрри» из сборника В.А. Мошкова «Материалы для характеристики инородцев Волж­ско-Камского края: мелодии чувашских народных песен» (1893), стихотвор. текст взял из др. свадеб. песни «Пĕр хĕрĕ мана». К. создал свой музыкал. образ, во многом отличный от фольклорного. Не имея до этой мелодии опыта общения с пентатон. музыкой, опирался на традиции рус. школы. Окружил народ. напев гармониями, свойственными ориентальной музыке. В гармонизации К. грубовато-весёлая песенка звучит грациозно и  изысканно. Это произведение явилось первым образцом использования чуваш. фольклора в профессионал. композиторской музыке.

Автор: Л.И. Бушуева.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство