Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, пение – вид музыкального исполнительства, в основе к-рого лежит способность человеческого голоса воспроизводить музыкальные звуки. Типы В.и. определяются в зависимости от: 1) состава исполнителей – одноголосное (соль­ное) и многоголосное, где различаются ансамблевое (дуэт, трио, квартет и т.д.) и хоровое; 2) наличия инструментал. сопровождения – с аккомпанементом и без него (a cappella); 3) наличия вербального компонента – со словами и без них (вокализ).

В чуваш. культуре традиционным В.и. является народное коллективное пение преимущественно монодического склада с характерными чертами гетерофонной фактуры (см. Гетерофония). В фольклоре нек-рых диалектных групп (напр., низовых чувашей) встречается и организованное многоголосие. В.и. сольного типа также имеет место в народной традиции, хотя не так распространено как коллективное. Такие обрядовые молитвенные песни, как кĕреке юрри, чÿк юрри, исполнялись мужчиной-старейшиной. Среди чувашей известны народные исполнители Г.Ф. Фёдоров, И.Г. Вдовина, Я.А. Задоров и др. Носителями и хранителями народных вокальных традиций являются в основном женщины, однако в пении участвуют и мужчины. Нек-рые жанры, например, салтак юрри (рекрутские песни) исполняются только мужским составом. Развитое фольклорное коллективное исполнительство стало основой для распространения хорового В.и. академического типа, проникающего в чуваш­скую среду через православное церковное пение. Активизация этого процесса произошла в последней трети 19 в. с введением системы Н.И. Ильминского, были изданы полные партитуры «Хоровых церковных песнопений» с подтекстовками на чуваш. языке. Со 2-й пол. 19 в. в ряде сёл и уездных центров Казанской губ. возникали любительские хоровые коллективы, репертуар к-рых составляли в основном культовые песнопения. Становление светского хорового и сольного В.и. Чувашии кон. 19 – нач. 20 вв. во многом связано с деятельностью Симбир. чуваш. учительской школы. После 1917 развитие В.и. Чувашии продолжается в основном в сфере любительского хорового исполнительства, что, с одной стороны, связано с народной традицией коллективного пения и укоренившимся в чуваш. среде православным многоголосием, а с другой – с абсолютизацией жанра массовой песни в советском музыкал. искусстве.

 В деле развития массового хорового движения огромная заслуга принадлежит В.П. Воробьёву и Ф.П. Павлову. Становление хорового В.и. во многом определило пути развития чуваш. композиторской музыки, первый этап развития к-рой отмечен появлением хоровых обработок народных песен (И.М. Дмитриев, С.М. Максимов, Ф.П. Павлов, В.П. Воробьёв). Раз­витие профессионал. вокально-хорового исполнительства начинается с организации в 1924 Чуваш. государствен. хора. С его деятельностью связан начальный этап становления сольного В.и. Чувашии. Среди хористов выделялись басы М.Н. Солдатченков, М.Е. Измайлов, А.К. Ямбиков, А.Д. Ванюков, Ф.А. Нагасов, тенора Г.А. Алексеев, Ф.Г. Трофимов. Первыми профессионал. чуваш. вокалистами в 1920–30-х гг. стали выпускницы СЧУШ А.И. Токсина, А.Г. Казакова, И.В. Васильев. Обучение В.и. в Чувашии начинается с открытия вокального класса при Чебоксар. музыкал. училище. В сер. 1930-х гг. для преподавания сольного пения в Чебоксар. музыкал. училище были приглашены профессиональные вокалисты А.Я. Порубиновский, П.Н. Огородников, С.А. Крылова. С целью подготовки национальных исполнительских кадров в 1941 организована чуваш. оперная студия при Саратовской консерватории. Первые выпускники: А.А. Александров, М.И. Денисов, И.В. Калентьев, И.Н. Охливанкин, Е.Н. Пикулина, Д.К. Хлебникова. Значительную роль в формировании В.и. республики сыграли постановки музыкально-драматич. спектаклей, связанных с деятельностью музыкал. техникума, Государствен. хора, Чуваш. театра юного зрителя [музыкал. комедия «Хаваслăх» (Радость) В.М. Кривоносова, 1935], Чуваш. академич. драматич. театра и Чуваш. государствен. филармонии [совместно с коллективом драматич. театра – музыкал. комедии «Çĕмĕрт çеçки çурăлсан» (Когда расц­ветает черёмуха, 1949) А.Г. Орлова-Шузьма, «Виçĕ туй» (Три свадьбы, 1953) Т.И. Фандеева].

Интенсивное развитие В.и. во 2-й пол. 20 в. связано со становлением Чуваш. государствен. театра оперы и балета. За короткий срок в театре сложился творческий коллектив вокалистов, силами к-рого была осуществлена первая премьера – опера «Шывармань» Ф.С. Васильева (1960). Среди первых солистов театра – выпускники Чуваш. оперной студии, а также Т.И. Чумакова, В.В. Дмитриева, Р.Н. Ахметбекова, З.А. Степанов, В.И. Елфимов. В 1970–80-е гг. выдвигается целая плеяда певцов, получивших консерваторное образование и соста­вивших исполнител. основу В.и. рес­публики 2-й пол. 20 в.: П.Д. Заломнов, А.Р. Канюка, А.В. Зинкина, З.З. Андреева, В.В. Васильев, Ю.А. Прокопьев, З.Н. Прокопьева, А.В. Ковалёв, В.С. Редичкин, М.Е. Мурзакова. В кон. 1980-х – нач. 90-х гг. лучшие традиции оте­чествен. В.и. на чуваш. оперной сцене развивают М.И. Еланова, В.П. Иванов, В.В. Смирнова, М.Ф. Мокшанов. Среди солистов театра, пришедших в труппу на рубеже 20–21 вв. – С.Х. Алексеев, Л.В. Яковлева, Т.В. Фуртас, Д.Ф. Сёмкин, К.В. Ефремов, С.И. Ефремова и др. Солисты Чувашского музыкального театра с успехом гастролируют по России и за рубежом, участвуют в международ. и всеросс. конкурсах вокалистов, выступают с ведущими певцами российской оперной сцены. Во 2-й пол. 20 в. академическое В.и. развивалось и в сфере камерно-вокал. музыки, что во многом стимулировалось творческой деятельностью композиторов Ф.М. Лукина, Г.С. Лебедева, Г.Я. Хирбю, А.М. Токарева и др. Среди солистов, активно концертирующих в 1970–90-е гг. как на чувашской филармонической сцене, так и за пределами республики – Т.М. Супонина, В.Е. Петров, В.И. Гущин, Р.П. Рукавишникова. Одной из составляющих В.и. Чувашии является и профессиональное ансамблевое фольклорное исполнительство. В последней трети 20 в. выделяется значительный пласт эстрадного В.и. (см. Эстрадная музыка), в продвижении к-рого важную роль играют развивающиеся телекоммуникаци­онные и компьютерные технологии. На чуваш. эстрадной сцене рубежа 20–21 вв. выделяются Л.И. Семёнова, А.В. Уляндина. К кон. 20 в. классы, отделения и кафедры сольного пения существуют в республике при всех средних и высших учебных заведениях музы­кал. и му­зыкально-педагогич. профиля. Из педагогов известны профессора П.Д. За­ломнов, А.Р. Канюка, А.В. Зинкина, С.А. Кондратьев. В ряде учебных заведений преподаётся фольклорное и эстрадное пение. Для развития В.и. большое значение имеет Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова. На за­рубежной оперной сцене по­лучили признание вокалисты – выходцы из Чувашии М.Д. Михайлов, В.П. Иванов, А.Л. Ланцов.

Автор: С.В. Ильина.
Лит.: Марков Б.С. Рождение музыкального театра Чувашии. Ч., 1965; Он же. Мой театр: Записки режиссёра Чувашского музыкального театра. Ч., 1994; Заломнов П.Д. Чувашский государственный театр оперы и балета и ведущие мастера его сцены. Ч., 2002. Национальные вокальные школы России. М., Ч., 1996–2002. Вып. 1–7.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство