Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СИНГАРМОНИЗМ (от греч. syn «вместе», harmonia «созвучие») чувашского языка – морфонологическое явление, заключающееся в единообразном оформлении слова в отношении его звукового состава, чаще гласных (во­кализм), иногда и согласных (консо­нантизм). В чуваш. языкознании определяется как основной закон чуваш. фонетики (Н.И. Ашмарин, В.Г. Егоров, В.И. Котлеев и др.).

С., как правило, характерен для аг­глютинатив. языков (см. Агглютинация), обеспечивает цельность и, вместе с ударением, отдельность слова.

С. чуваш. языка во многом отличается от С. др. тюрк. языков, что обусловлено спецификой структуры фонем в чуваш. языке, на к-рую С. в свою очередь также влияет.

В чуваш. языке принято выделять слоговой С.: гласные и согласные в слоге однотипны по ряду, т.е. совпадают по мягкости или твёрдости. Вследствие С. в слове корневая и аффиксальные морфемы должны содержать только мягкие или только твёрдые слоги. Т.к. в структуре слова корень является доминирующим (независимым) компонентом, а аффиксы зависимыми, в чуваш. словообразовании и словоизменении представлены парные мягкие и твёрдые варианты аффиксов: кур-ăтт-ăм-ăр «мы бы видели», пĕл-ĕтт-ĕм-ĕр «мы бы знали». В морфемах и формах слова гласные должны быть созвучны: либо только заднерядные (а, ă, у, ы), либо только переднерядные (э, ĕ, ÿ, и). Это – палатальный С., гармония гласных по фонологическому признаку ряда. Встречается в виде частного проявления и губная гармония – лабиальный С. (напр., в урмар. говоре сред. диалекта).

В чуваш. языке (литератур. язык с диалектами) довольно распространёнными явлениями выступают сингармониче­ские варианты и сингармонические параллелизмы (иногда с нек-рым различением значения): сахат ~ сехет «час» ~ «часы», ахăлтат ~ ихĕлтет «хохотать» ~ «хихикать». Встречаются и сингармонические цепочки: пут’ак ~ пыт’ак ~ пот’ак ~ путек ~ пÿтек ~ питек «ягнёнок».

Хотя в чуваш. языке С. в основном сохраняется, распространены случаи его нарушения: в сложных и парных словах (кĕркунне «осень»); в результате давних фонетич. процессов (атте «отец», анне «мать»); при отсутствии парности аффиксов (в литератур. языке один фонетич. вариант аффикса множествен. числа -сем, в верховом диалекте есть также -сам); при одновариантности служеб. слов и частиц; в заимствованных словах.

Соч.: Егоров В.Г. Закон гармонии гласных в чувашском языке // Научно-педагогический сборник Восточного института. IV. Казань, 1928; Черкасский М.А. Тюрк­ский вокализм и сингармонизм. М., 1965; Котлеев В.И. Чăваш чĕлхин сасă тытăмĕ. Ш., 1981; Яковлев П.Я. Чăваш фонетики. Ш., 2001.

Автор: А.П. Хузангай.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство